Екатерина Уварова
Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Развитие мыслительных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дети дошкольного возраста с более развитым, по сравнению с их сверстниками, интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах и способностях, легче адаптируются к новым условиям, лучше подготовлены к школе.
В комплексном подходе к воспитанию и образованию современных дошкольников немаловажная роль принадлежит развивающему обучению посредством такого вида деятельности, как игра. Мы считаем, что значение игры для формирования личности ребенка невозможно переоценить.
В нашем дошкольном учреждении все чаще в практике применяется игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». «Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет», предложенная В. В. Воскобовичем направлена на развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в процессе игры, с помощью которой практически полностью выстраивается весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В. В. Воскобовича «Это - не просто игра, это - познавательная деятельность». Развивающие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, невозможен без активной работы мысли. Наши дети, приобретая опыт, увлечённый замыслом игры, не замечает того, что они учатся и сталкивается с затруднениями. Игры открывают всеобъемлющие возможности для развития познавательных способностей: памяти, воображения, восприятия, мышления, и речи.
Все игры В. В. Воскобовича отличаются тем, что построены на основе сказки. Технология так и называется «Сказочные лабиринты игры». Инструкции к играм - это сказки «Фиолетового леса», в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания. Каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, игра «Чудо-соты» - это чудо - острова, где главными героями выступает пчелка Жужа и ее друзья, «Математические корзинки» - это зверята - цифрята и нолик - Магнолик. С «Геоконтом» и «Квадратом Воскобовича» знакомят «Малыш Гео» и «ворон Метр», а корабликом «Брызг-Брызг» командует «Гусь-капитан» и лягушки-матросы. Первая особенность игр
В. В. Воскобовича - сказочность методик. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная, но решаемая.
Перед тем как приступить к работе мы создали необходимые условия: оборудовали кабинеты специалистов, приобрели наборы развивающих игр в группы. Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. Развивающие игры содержат такой дидактический материал, который легко вписывается в содержание любой образовательной программы и среды и затрагивают все пять образовательных областей.
Интеграция игровой технологии В. В. Воскобовича в образовательный процесс с детского сада мы рассматриваем как развивающий стимул для обновления в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Для полноценной реализации задач технологии, педагогический коллектив познакомился с её содержанием. Так появилась модель использования технологии всеми педагогами. Воспитатели применяют развивающие игры и игровые пособия как в образовательной деятельности, так и в совместной работе с детьми, через проектирование развивающей предметно-пространственной среды групп предоставляют дошкольникам возможность выбора игр для самостоятельной деятельности.
Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. Ребенок окружается непринужденной, живой, интеллектуально-творческой атмосферой. Присутствует «голос ребенка» в выборе игрового оборудования и учитываются индивидуальные особенности каждого воспитанника. Каждую развивающую игру сопровождает интересная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы, ориентироваться в пространстве. В сюжете сказки ребенок помогает героям, сопереживает им, выполняя различные задания и упражнения, может дополнить сюжет сказки или развить события дальше.
Практика показала, что дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, с большой лёгкостью ориентируются в пространстве. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Развивающие игры В. В. Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач, при этом можно использовать одно и тоже пособие начиная с раннего дошкольного возраста и заканчивая уже в начальной школе.
Игры В. В. Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе занимательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. При этом в каждой игровой ситуации присутствует так называемая «взрослая задача», с помощью которой ребёнок достигает успеха, но при этом решает ее самостоятельно. Большинство развивающих игр В. В. Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить удивительные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат ребёнка общению и взаимопониманию. А отрицательные персонажи воспитывают в детях эмпатию, сопереживания.
Все игры В. В. Воскобовича, которые мы используем в работе с детьми, имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление, обучают чтению, формируют математические навыки, направленные на конструирование и моделирование, развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала. Например, игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в «Фиолетовом Лесу». В пособии описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей. В процессе деятельности с использованием игры-конструктора «Геоконт» мы стараемся познакомить детей с миром геометрических фигур, помочь изучить цвета, величину и формы, научить детей моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить.
Для развития пространственного мышления и навыков конструирования, чтобы научить дошкольников трансформировать, создавать разнообразные объемные и плоские фигуры, например: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и др. в своей деятельности мы используем «Квадрат Воскобовича». Эти фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается более сотни. Следует отметить, что развивающая игра «Квадрат Воскобовича» сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра».
Научить ребёнка конструировать, составлять геометрические фигуры или фигурные силуэты, накладывая квадратные пластинки друг на друга и совмещая закрашенные части, или прикладывая пластинки друг к другу для выполнения определённых заданий помогает пособие «Прозрачный квадрат», который решает множество логико-математических задач.
Для формирования у детей элементарных математических представлений и творческих способностей мы используем головоломку «Чудо-соты». Данная игра многофункциональна, она представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по цвету и форме. На начальном уровне мы предлагаем ребенку собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Ребёнок, используя схемы, собирает различные образы фигур и предметов. «Чудо-соты» помогают ребенку освоить: цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, использовать схемы для решения поставленных задач.
Формируя у детей сообразительность, умение творчески мыслить, развивать навыки чтения, нам помогает игра-шнуровка «Ромашка», «Снеговик», «Яблоко», «Парусник», «Шнур-Затейник», которые используются в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук.
В ежедневной практической работе возникла необходимость во взаимодействии с родителями, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с ребёнком, выполняя различные творческие задания, что очень нравится нашим родителям.
Таким образом, развивающие игры «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича многофункциональны и креативны, они в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают сенсорные и психические процессы, а также предлагают дошкольникам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок. Дети, которые развиваются по методике В. В. Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности». - Минск: Беларусь, 1994.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1999.
3. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В. Воскобович, Т. Г. Харько. - М., 2003
4. Воскобович В. В., Медова Н. А., Файзуллаева Е. Д., и др. ; под ред. Вакуленко Л. С., Вотиновой О. М. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» - СП. : КАРО, 2017.
5. Воскобович В. В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие / под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – СПб. : 2017.
6. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М. : АРКТИ, 2003.
7. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). - СП. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.