Любовь Федотова
Методическая разработка «Наблюдение за росой»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые гости моей странички!
Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках. Наблюдения можно проводить со всеми детьми, с отдельной группой, или же с отдельными детьми. В старшем возрасте наблюдения должны составлять до 25 минут. Летом, когда идет утренний прием детей на улице, очень удобно проводить наблюдения за росой. 25 июля по народному календарю – «Прокл – великие росы». В этот день росы столько выпадает, что кажется дождь прошел.
Наблюдения за росой.
Публикация «Методическая разработка „Наблюдение за росой“» размещена в разделах
Цель: знакомство детей с понятие «роса»
Задачи:
- поддерживать интерес детей к наблюдению в естественных условиях;
- развивать способность делать умозаключения и выводы.
Наблюдения начинаем во время утреннего приема детей на улице (до завтрака). Воспитатель подводит детей к газону.
Воспитатель:Проведите рукой по траве. Что вы чувствуете?
Дети: Трава мокрая.
Воспитатель: А почему? Ведь дождя ночью не было.
Дети:Это роса.
Воспитатель: А что такое роса?
Дети:Капли воды.
Воспитатель: А как образуется роса? Знаете?
Дети:Нет.
Воспитатель:За день солнце хорошо прогревает Землю, а ночью поверхность Земли остывает. Воздух остается еще теплым. Мельчайшие частички водички, которые находятся в воздухе, касаются холодной травы и превращаются в капли - это и есть роса.
Проводим экспериментирование «Как образуется роса»: стакан с горячей водой накрыли стеклянной крышкой, увидели образовавшийся конденсат.
Воспитатель: В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную?
Дети: В ясную погоду.
Воспитатель: Послушайте, загадку:
Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса.
Как зовут её?. (Роса)
Давайте посмотрим, как капли катаются по листу и не мочат его. Наблюдение за каплями росы.
Воспитатель:
«Хорошо в лесу
Утром пить росу
Наклонить цветок
И отпить глоток.
Колокольчик – чашка
Блюдечко – ромашка». (Л. Николенко)
Капельки росы пьют птицы, насекомые, она нужна растениям.
Воспитатель:Посмотрите на тропинки, есть ли на них роса?
Дети:Нет.
Воспитатель: А знаете почему? Тропинки и земля дольше сохраняют тепло, а на траве и растениях, которые остыли – образуется роса. Как вы думаете, почему говорят «роса да туман живут по утрам»?
Дети: Утром прохладнее, чем днем.
Воспитатель: Правильно, К утру прохладнее всего становится. Есть такая примета - если утром роса сильная, это к хорошей погоде.
(напомнить об этом вечером)
Воспитатель: Найдите, каждый свою капельку и понаблюдайте за ней. На что она похожа?
Дети: Она круглая и переливается красиво, как радуга.
Воспитатель: Как вы думаете, почему говорят «не тягаться росе с солнцем»?
Дети: Солнце пригреет и высушит росу.
Воспитатель: В народном календаре с росой связано несколько праздников. Это Аграфена Купальница и Иван Купала. В эти дни девушки бегали по росе и умывались ею. Считается, что роса дает здоровье, молодость и красоту. Празднуют их 6 и 7 июля. Но есть еще один праздник, посвященный воде. Это 25 июля – сегодняшний день. Называется он «Прокл - великие росы». Про этот день говорят «на Прокла все поле от росы промокло». Этот день считается днем самой сильной росы. А роса в этот день считалась целебной. Старушки – знахарки старались собрать в этот день росу для врачевания. Еще говорили «утренняя роса – добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
На прогулке - прочитали рассказ «Какая бывает роса на траве» (описание) Л. Н. Толстой и обсудили.
Еще раз – проводим по траве рукой и констатируем – роса не исчезла. Рассматриваем капельки – они уже меньше, чем утром. Почему?
Дети:Солнышко припекает и сильнее Землю прогревает.
Потом каждый выбрал для себя капельку (рядом положили формочку для песка) и понаблюдали, как она постепенно исчезает.
В перерывах между наблюдениями проводили подвижные игры: «Ручеек» и «Молчанка». Описывать «Ручеек» не буду. А «Молчанка» - это разновидность игры в «Фанты».
Правила игры: Выбирается ведущий. Перед началом игры все участники произносят распев:
«Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок —
Молчок!»
И замолкают. Ведущий старается рассмешить движениями, словами, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, то отдает ведущему фант и тут же его разыгрывает (поет песенку, читает стихотворение, выполняет какие – то движения, все – по выбору ведущего, а потом и сам становится ведущим.
Детям были предложены раскраски (из интернета) с росой – кто захотел, тот раскрасил.
Перед сном прочитали сказку: «Принцесса, которая мечтала о короне из росы» (нашла в интернете, автора не нашла)
На вечерней прогулке – еще раз проверили, есть ли роса на траве. Вспомнили примету о том, что если утром сильная роса, то день обещает быть хорошим.
Воспитатель: Так правильна ли примета?
Дети: Да! День хороший.
Поговорили о народных приметах:
Утром сильная роса – к хорошей погоде.
Роса, образовавшаяся до захода солнца и исчезнувшая до его восхода, – к дождю.
Большая роса – к урожаю льна и конопли.
Появление росы к ночи – к хорошей погоде.
Если роса падает утром – вёдро (вёдро – ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода) будет.
Обильные росы предвещают хороший урожай.
Соловей начинает петь тогда, когда может напиться росы с березового листа.
Можно еще прочитать стихотворения:
«Словно капелька – слезинки,
На траве лежат росинки.
Может дождик капал?
Может кто-то плакал?
Это ночка уходила
И слезинки обронила,
Не хотела уходить,
День чтоб смог нас разбудить!
Зря ты, ночка, плакала,
Слёзками накапала:
День придёт - не станет слёз,
Он уйдёт, и ты придёшь.
В сутки раз бывает так,
Не привыкнешь ты никак!» (Н. Силина)
или
«На лёгенькой, тонюсенькой
Травинке-волосинке
Сверкают словно бусинки
Прозрачные росинки!
Жучок расправил усики,
Встряхнулся, приосанился
И бабочкам про бусики
Рассказывать отправился!» (Тетушка Ау)
Спасибо за внимание.