Татьяна Обухова
Консультация «Формирование трудовых навыков дошкольников по ФОП ДО в соответствии с возрастом. Одевание»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников по Федеральной образовательной программе дошкольного образования начинается с младшего возраста, поэтому начнем ознакомление с привития навыков детям 3 – 4 лет.
В этом возрасте Программа рекомендует начинать приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку. Также педагог должен поддерживать стремления ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой.
Для этого педагогу необходимо создать условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения при самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию. Важным дополнением может стать организация специальных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию.
У детей 4 - 5 лет педагогу следует развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желание включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Добиться этого можно созданием условий для позитивного включения детей в процессы самообслуживания в режимных моментах группы, а также следует поощрять желание детей проявлять самостоятельность и инициативность (приемы поощрения и одобрения правильных действий детей, результатов процесса самообслуживания). Действия детей, направленные на оказание взаимопомощи, должны вызывать одобрение у педагога (помочь доделать поделку, помочь одеться, помочь убрать со стола и тому подобное).
В этом возрасте воспитатель обращает внимание детей на необходимость бережного отношения к вещам, а в процессе самообслуживания напоминает дошкольникам о важности соблюдения очередности действий в трудовом процессе для достижения качественного результата, демонстрирует детям приемы самоконтроля для оценки результата, поощряет действия детей, направленные на применение способов самоконтроля в процессе выполнения действий.
Детям в возрасте 5 - 6 лет педагог продолжает развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию и другим видам труда. Это достигается поощрением инициативности и самостоятельности дошкольников в процессах самообслуживания в группе. Также воспитатель создает проблемные и игровые ситуации для развития умений выполнять отдельные трудовые действия, привлекает к решению поставленных задач родителей (законных представителей) с целью создания дома условий для развития умений реализовывать элементы трудовых навыков.
В 6-7 лет, ввиду сформированности многих навыков и умений, ФОП ДО предлагает развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками, так же как и в 5-6 лет создавать проблемные ситуации и привлекать родителей (законных представителей) для развития умений выполнения трудовых поручений дома.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь самостоятельно правильно и последовательно одеваться, уметь оказать помощь сверстнику, а также владеть элементарными трудовыми навыками.