Анаид Аветисова
Методическая разработка «Готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Паспорт проекта
1. Актуальность проекта
2. Краткое описание проекта по этапам
3. Ожидаемый результат
4. Механизмы оценки результатов
5. Целевые группы проекта
6. Объем и содержание работ
7. Список литературы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Подготовка детей к школе»
Основные разработчики проекта Аветисова А. С.
Публикация «Методическая разработка „Готовность детей к школе“» размещена в разделах
Цель и задачи проекта Цель: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе, с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специальных интегрированных групп.
Задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
2. Определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
3. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;
4. формировать представления детей о школе и её значении;
5. развивать представления о понятиях знания, достижение и т. п. ;
6. развивать внимание, произвольность;
7. воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;
8. помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;
9. популяризировать деятельность ДОУ среди населения города, области, страны.
10. Формирование речевой активности, обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;
11. Развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности;
12. Привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.
Краткое описание проекта по этапам
Этапы реализации проекта I. Подготовительный этап (планово – прогностический).
II. Основной этап (организационно – исполнительный.
III. Заключительный этап (презентационный)
Перечень основных мероприятий I Подготовительный этап :
1. Сбор информации о детях и их семьях;
2. Оформление необходимой документации («карты индивидуального развития», журнал посещаемости, заявки-обращения за консультативной помощью);
3. подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;
4. помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
5. подготовить домашнее задание для родителей.
II Основной этап
Срок реализации 4 месяца.
Занятия с педагогом группы ежедневно, занятия с психологом в группах 2 раза в неделю, занятия инспектора по ФК 2 раза в неделю, физ. минутки проводятся ежедневно в перерыве между занятиями, продолжительность одного занятия 30 минут.
III Заключительный
(аналитико-диагностический)
Итоговая диагностика, анализ, выводы.
Исполнители проекта и основных мероприятий Педагоги, родители, дети.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Результатами осуществления проекта являются:
• первичность, главенство семейного воспитания по сравнению с общественным, где ведущая роль в решении педагогических задач принадлежит родителям ребенка, его семье; построение жизни группы детей по
• принципам большой семьи, которая как бы продолжает семью самого ребенка, возрождая тем самым исконно-русскую традицию организации детской среды, где ребенок находится в постоянном общении с детским коллективом;
• естественный переход детей дошкольников к школьному обучению;
• готовность детей к школе, и есть главный результат.
Целевая группа проекта Педагоги, воспитанники, родители.
Актуальность проекта
В жизни каждой семьи однажды наступает радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и букетом в руках отправляется в 1 класс, первый раз. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду? Так подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса. И сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего первоклассника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли её предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения.
В первую очередь необходимо позаботиться о психологической готовности детей к школьному обучению, о сформированности у ребенка тех качеств характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками. К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное – научиться учиться, а не получить конкретные знания и умения. Далеко не каждая семья может самостоятельно полноценно подготовить ребенка к посещению школы. В связи с этим нами был разработан проект подготовки детей к школе.
В ходе реализации этого проекта дети приобретут элементарные вычислительные навыки, сделают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений. В ходе работы будут развиваться коммуникативные навыки, познавательные процессы, творческие способности. Все это закрепится в игровой, адаптированной к возрасту детей форме, на занятиях по физической культуре.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Поэтому мной разработан проект по развитию мотивационной готовности к школе у детей «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе».
Многие авторы подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Поэтому мной разработан проект по развитию мотивационной готовности к школе у детей «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе».
Многие авторы подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Цели и задачи проекта
• Цель данного проекта: формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности, всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе, с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни через организацию специализированных интегрированных групп.
Реализация проекта будет способствовать решению следующих задач:
• развитие познавательной сферы ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
• определение готовности детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
• формирование психологической готовности детей к обучению в школе при помощи организации психолого-педагогических мероприятий;
• формировать представления детей о школе и её значении;
• развивать представления о понятиях знания, достижение и т. п. ;
• развивать внимание, произвольность;
• воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;
• помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;
• популяризировать деятельность ДОУ среди населения города, области, страны.
• формирование речевой активности, обучение основам чтения, формирование элементарных математических представлений через организацию специальных занятий;
• развитие творческих способностей ребенка через организацию художественно-продуктивной деятельности;
• привитие навыков здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.
Краткое описание проекта по этапам
I Подготовительный этап (планово-диагностический) с 1.09 по 30.09
На данном этапе предлагается осуществить:
• Сбор информации о детях и их семьях;
• Дифференциацию детей по подгруппам;
• Оформление необходимой документации (тетрадь посещаемости, заявки-обращения за консультативной помощью);
• Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;
• Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
• Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;