Фирюза Мангутова
Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через применение технологии «Кубик Блума»
▼ Скачать
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена проблеме критического мышления у детей дошкольного возраста через применение технологии «Кубик Блума». Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться.
Публикация «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через применение технологии „Кубик Блума“» размещена в разделах
Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию
коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Новая действительность нуждается в личностях с высоким уровнем мышления, общения, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, на что нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т. д. И именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Но сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня и формирования предпосылок критического мышления у дошкольников.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие критического мышления детей дошкольного возраста.
Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность, развивать умение выявлять причинно-следственные связи у дошкольников?
Основная часть.
В своей работе с детьми я использую такие технологии как : информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, проектную и исследовательскую деятельность и технологию развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.
Так что же такое критическое мышление?
Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Воспитанники должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.
Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно думать с «пустой» головой. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте : не только у взрослых, но даже у дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды письменных работ учащихся. Педагоги, развивающие критическое мышление у своих воспитанников, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственность за собственную точку зрения.
Таким образом, критическое мышление — это : открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».
Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием очень хорошо подходит для детей дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать, что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому я использую этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть определенные знания. И при прочтении произведений. Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые дети не чувствуют себя не востребованными.
Методика использования кубика «Блума»
1. Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать.
3. Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т. д. Например сказка К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», назовите главных героев сказки или назови кто написал эту сказку.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.
Например : Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Объясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Например. Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например. Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т. д.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»
Практическое применение технологии на личном опыте.
Для работы с детьми «Кубик Блума» мы используем по всем ОО. Наиболее удобно применять эту технологию на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы, также удобна тем, что ее можно использоваться на разных этапах как образовательной, так и свободной деятельности (режимные моменты, прогулка, занятие, самостоятельная деятельность детей). Это действенный прием, который позволяет не только проверить полученные знания, но и выявить степень предметно - эмоционального погружения детей в тему. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Для детей, которые не умеют читать, вместо текста на «Кубика Блума» размещены картинки, которые помогут им запомнить вопрос на грани куба. Грани куба переформулированы для дошкольников, они затрагивают познавательную, творческую и эмоциональную стороны личности. Педагог также может задавать свои вопросы. Это зависит от предмета материала, от того, чего хочет достичь педагог, и от степени усвоения материала детьми.
При работе над лексическими темами «Весна» («Зима», «Весна», «Лето» и другими) мы также использовали с детьми «Кубик Блума» для закрепления материала.
Применение «Кубика Блума» по ознакомлению с природным миром на тему «Время года - весна» :
Назови. Весна – ранняя, дождливая, теплая, солнечная, светлая,
(опиши формы, размер, цвет)
Почему – весной тает снег, прилетаю перелетные птицы, просыпается медведь, (сравни, укажи сходство и различие от других времен года.)
Предложи – радость (с каким настроением ассоциируется весна, все вокруг благоухает)
Объясни – весна – это время года, когда природа просыпается от зимней спячки.
Придумай – какие явления можно наблюдать только весной. Или предложения со словом весна, рассказ о весне и т. д.
Предложи - (сыграть в игру, понаблюдать, поэкспериментировать)
Также прием «Кубик Блума» используем в свободной деятельности, в режимных моментах по познавательному, речевому, социально – коммуникативному развитию на самые различные темы, например : «Вода», «Зоопарк», «Насекомые», «Посуда», «Мебель», «Животные», «Овощи, фрукты», «Космос», «Одежда», «Хлеб», «Профессии», «Расскажи о своем настроении» т. д.
Применение «Кубика Блума» на тему «Вода».
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин, действие и т. д.
• назови, какие комнатные растения ты знаешь?
• придумай предложение со словами: лейки, вода, цветок.
• для чего нужна вода цветам?
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
- Почему нужно мыть фрукты?
- Чем мы моем фрукты?
- Какая должна быть вода?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока :
- объясни, зачем нужна вода в жизни человека?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
• что нужно человеку, чтобы утолить жажду?
• какую воду можно пить?
• предложи правила для питья.
Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
- Придумай, что можно сделать по дому с помощью воды.
Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений о воде, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
- Какие водные процедуры ты знаешь?
- «Как плохо, что (когда…».
Составление текста-рассуждения «Зоопарк»
Назови: Как выглядит зоопарк? Что означает слово зоопарк?
Сравни (Укажи сходство и различие) Сравнить животных и птиц живущих на воле и живущих в зоопарке. Чем похожи и чем отличаются?
Назови ассоциацию. (С чем можно сравнить.) Нельзя детям говорить, что ребенок ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Если ребенок ошибается лучше пусть он объяснит, почему так думает?
Сделай анализ. (Для чего делают зоопарки)
Примени. (Где можно применить) Можно ли знания о зоопарке использовать в жизни для других целей?
Оцени. (Что хорошего, что плохого? Почему) Определить свое отношение. Правильно ли делает человек, что человек содержит животных в зоопарке?
Классификацию вопросов разберем на примере сказки А. Н. Афанасьева «Зимовье».
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т. д., например, сказка А. Н. Афанасьева «Зимовье зверей», назовите главных героев сказки или назови кто написал эту сказку.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями. Например, почему бык призывал друзей - товарищей строить избу? Почему звери не согласились строить дом все вместе?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Объясни: поступки зверей, поведение, отношение к быку. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока. -Ты действительно думаешь, что звери поступили неправильно? -Ты уверен в поступке быка?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: другой сюжет, концовку, название произведения.
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай свою версию концовки сказки, если бы бык не пустил в избу зверей, а может каждый герой построил свое жилище. Придумай прилагательные к каждому из героев: бык, баран, свинья, гусь, петух, лиса, медведь, волк.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как хорошо, когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению», «Победила дружба».
Применение «Кубика Блума» в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлении на тему «Прямоугольник» :
1. Объясни, что такое прямоугольник? (это геометрическая фигура, состоящий из сторон и углов).
2. Почему прямоугольник не катится?
3. Назови элементы прямоугольника (4 стороны, 4 угла)
4. Предложи, как из прямоугольника получить квадрат? (сложить пополам)
5. Придумай что может быть прямоугольным.
6. Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал прямоугольные предметы.
Применение «Кубика Блума» на тему «Квадрат» :
Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)
Почему квадрат не катится?
Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)
Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)
Придумай что может быть квадратным.
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
С помощью кубика Блума, можно формировать у детей осознанное поведение в дорожно - транспортных ситуациях, ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Пособие является многофункциональным. Его можно использовать на занятии и совместной работе с подгруппой детей и при индивидуальной работе, в играх. Вопросы можно менять, усложнять, подбирать согласно индивидуальным способностям детей.
Применение «Кубика Блума» при обобщении темы по ПДД.
Назови
Номер участника, нарушившего правила дорожного движения…
Почему
Дорога – это место повышенной опасности.
Объясни
Что означают три сигнала светофора
Предложи
Для чего нужно знать и соблюдать правила дорожного движения
Придумай
Что было бы без правил дорожного движения
Поделись Как хорошо, что люди соблюдают правила дорожного движения, потому что….
Заключение.
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Ожидаемый результат для детей.
-у детей сформированы основы критического мышления;
- дети способны размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы;
- у детей сформировано умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Литература.
1. Аствацатуров Г. О. Кубик Блума как приём педагогической техники https://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
2. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
3. Гладкова Н. Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист»-2010. №5. –с. 47
4. Сафарова С. В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. -2008 №2- с. 29-31
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/13/innovatsionnaya-tehnologiya-kubik-bluma
6.https://multiurok.ru/files/master-klass-ispolzovanie-kubika-bluma-v-rabote-s.html.
7. Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно- методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019. - с. 102.