Ксения Леванова
Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных ресурсов оборачивается деградацией природы и человека в целом. Как же решать столь масштабную задачу, с чего начать? По мнению ученых Гирусова Э. В., Глазачева С. Н., Моисеева Н. Н. и других, возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы. В целом речь идет о формировании человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Исследования Виноградовой Н. Ф., Мясищева В. Н., Николаевой С. Н. показывают, что именно гуманное, отношение к живой природе является основным регулятором экологического поведения людей, т. е. их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы.
Публикация «Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Дошкольный возраст - начальный этап в развитии экологической культуры человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, формирование гуманного отношения к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Виноградова Н. Ф., Грецова В. Т., Николаева С. Н., Фокина В. Г. и др. доказали, что формирование гуманного отношения к живой природой у детей старшего дошкольного возраста будет возможно только в том случае, если оно строится на основе учета жизненно важных потребностей живого организма, понимания самоценности и хрупкости жизни. Отношение ребенка к природе необходимо характеризовать в единстве трех сторон:
- эмоциональной (чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение);
- интеллектуальной (наличие системы экологических знаний);
- практической (создание условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой).
Для формирования у дошкольников гуманного отношения к живой природе в ДОУ, необходимо создавать определенные условия. Современная образовательная практика испытывает затруднения в этом вопросе. Эта проблема и определила цель методической разработки.
Цель методической разработки: выявить педагогические условия, необходимые для формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи методической разработки:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать педагогические условия формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень проявления гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию педагогических условий для формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста, выявить их эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование.
ГЛАВА I.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1. Понятие «гуманное отношение» в современной психолого-педагогической литературе.
Исследования психологов-педагогов Дерябо С. Д., Левина В. А., Николаевой С. Н. показывают, что отношение всегда носит личностный характер, то есть оно субъективно. Отношение характеризуется осознанностью, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.
Гуманное отношение к природе отличается знанием и учетом основных закономерностей в природе, умением не вступать в противоречие с ними, дабы не вызвать необратимых процессов в биосфере, признанием ценности природы и блага человека, взаимодействием на основе принципа партнерства во взаимосвязи человека и природы.
В. А. Сухомлинский отмечал, что необходимо сформировать у детей гуманное отношение к природе, учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри».
С. Н. Николаева отношение определяет «как осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и не живой природы». Такое отношение она рассматривает как «совокупность знания и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту».
Н. Н. Кондратьева отношение к природе определяет как гуманно-ценностное. Оно заключается «в доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние; интереса к природным объектам; в стремлении осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия».
Н. А. Рыжова считает, что отношение к природе заключается в «гуманном, эмоционально-положительном, бережном, заботливом отношении к миру природы и окружающему миру в целом; в чувстве эмпатии к объектам природы». Такое отношение формирует новую систему ценностей, где природа воспринимается человеком, как самоценный объект. Гуманное отношение проявляется как уважение всех форм жизни без исключения, «вне зависимости от степени опасности или полезности для человека».
В. Г. Фокина отметила, что экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Кроме прямой цели: воспитание гуманного отношения к живой природе, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель - формирование нравственного человека в целом. Главным новообразованием в старшем дошкольном возрасте становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Формируя гуманное отношение к живой природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Исследователи сходятся во мнении, что отношения к природе у дошкольников формируются в совокупности трех компонентов: когнитивном (познавательном, эмоциональном и деятельностном. Гуманное отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Таким образом, под гуманным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим его поведение. А в педагогике категория отношение рассматриваемая в процессе экологического воспитания характеризуется, как отношение человека и окружающего мира.
1.2 Педагогические условия формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить ряд педагогических условий, вытекающих из сущности отношения как компонента сознания и вместе с тем учитывающих своеобразие формирования личности дошкольника, особенности проявления отношения детей к природе :
1. Включение живых объектов в состав эколого-развивающей среды ДОУ.
2. Система представлений у детей о живом организме.
3. Накопление ребенком эмоционально-положительного опыта взаимодействия с природными объектами.
4. Организация трудовой деятельности детей в природе.
Николаева С. Н., Саморукова П. Г. выявили, что одним из педагогических условий формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста является формирование системных знаний, что способствует овладению рациональными способами познания, формированию умственных способностей и развитию системности мышления. Наличие у дошкольника систематизированных знаний обеспечивает более быстрое и осознанное усвоение новых знаний.
Предложенная С. Н. Николаевой система знаний в взаимосвязи представят ребенку-дошкольнику тот пласт социального общественно-исторического опыта, который составит основу формирования систем ориентировок ребенка в экологической культуре общества.
Н. Н. Кондратьева отмечает, что важным педагогическим условием при формировании гуманного отношения к живой природе у ребенка-дошкольника является накопление им эмоционально-положительного опыта взаимодействия с природными объектами – эстетического, познавательного, практического, творческого.
В процессе педагогического взаимодействия у ребенка формируется чувство прекрасного, появляется желание поделиться своими впечатлениями, обменяться мнениями. Только через общение с ребенком возможно формирование гуманного отношения к живой природе. В. А. Деркунская, А. Г. Рындина сформулировали несколько правил педагогического взаимодействия воспитателя с детьми, при соблюдении которых формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее.
Проблема среды как педагогического фактора неоднократно поднималась в публикациях психологов, педагогов, искусствоведов. Как отмечал Л. С. Выготский: «Ребенок, вступая во взаимодействие с окружающей средой, испытывает определенные переживания, которые и оказывают влияние на его дальнейшее развитие».
Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Создание такой среды, ее поддержание на нужном уровне, усовершенствование и последующее использование в педагогической деятельности могут выступать как условие экологического воспитания детей утверждает С. Н. Николаева.
Основой организации такой среды в ДОУ является:
• предметный подход, обеспечивающий подбор объектов, оснащение пособиями и оборудованием для организации непосредственного контакта детей с природой;
• деятельностный подход, обеспечивающий возможность закрепления практических умений и навыков, освоение опыта взаимодействия с природой;
• гуманистический подход, обеспечивающий формирование у детей отношения к природе как к высшей ценности, организации взаимодействия с детьми на основе гуманных чувств (доброты, милосердия, сочувствия, отзывчивости, чтобы это стало нормой жизни в обществе и природе.
Эколого-развивающая среда включает в себя следующие компоненты: наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, модели, муляжи, дидактические игры и пр.); экологическая комната; экологический уголок в группе; мини – лаборатория;
библиотека; экологический театр; на участке созданы условия для выращивания растений и ухода за ними (сад, огород, цветники, ягодники, различные породы деревьев, кустарники и пр.); отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.); уголок леса; экологическая тропинка на территории детского сада; игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр.
С. Н. Николаева отмечает, что в дошкольном учреждении могут быть любые растения, если они отвечают определенным требованиям.
Непременным условием для формирования гуманного отношения дошкольника к живой природе по мнению С. Н. Николаевой является обучение детей навыкам ухода за растениями и организация систематического труда в природе. Надо особо подчеркнуть, что формирование трудовых навыков и умений ухода за живыми объектами должно основываться на понимании того, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений. Заботиться о растениях – значит создавать и улучшать условия их существования. Забота о живом должна стать привычкой ребенка. Только в этом случае труд станет условием формирования гуманного отношения детей к растениям. Для того чтобы эта забота ребенка распространялась на широкий круг живых объектов, в содержании труда следует предусматривать заботу о растениях за пределами групповой комнаты и участка.
Труд становится подлинным средством формирования гуманного отношения детей к природе при условии его самостоятельности: дети должны сами определять и понимать необходимость того или иного труда, отбирать средства и т. д.
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Также одной из форм организации труда являются дежурства. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.
Для формирования гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста используют разнообразные виды педагогических методов.
Таким образом, гуманное отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности. Эффективными приемами формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста являются : визуализации; драматизации; ознакомление детей с реакцией людей на внимание, заботу окружающих; игровая деятельность; очеловечивание природы. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.
ГЛАВА II
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЪЕКТАМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика выявление уровня и характера отношения к объектам живой природы у детей старшего дошкольного возраста.
На основании выводов теоретической части методической разработки были определены конкретные задачи практического исследования:
1. Выявить уровень и характер отношения к объектам живой природы у старших дошкольников;
2. Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию педагогических условий для формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста, выявить их эффективность.
Опытно – практическая работа велась на базе детского сада № 8 «Колосок» в поселке Фоминское Тутаевского района Ярославской области. Д/с №8 существует 50 лет. Коллектив укомплектован согласно штатному расписанию.
Старшую группу, где проходила опытно-практическая работа посещает 14 детей. Возраст на 1 сентября от 5,3 до 6,1 лет. В опытно-практической работе участвовала вся группа, списочный состав которой составляют 6 мальчиков и 8 девочек. Для решения первой задачи были подобраны методики Бачуриной С. А., Кондратьевой Н. Н., Смирновой В. В. для выявления уровня экологических представлений о живом и сформированности гуманного отношения к живой природе у старших дошкольников. Детям и их родителям было предложено 5 заданий.
Задание 1. Выявление характера отношения ребенка к растениям в естественных условиях. Автор методики Н. Н. Кондратьева.
Цель: Изучить особенности отношения дошкольников к растениям на территории детского сада.
Задание 2. Выявление характера представлений детей о живом и неживом.
Детям была предложена игра «Живое - неживое». Автором этой методики является В. В. Смирнова.
Цель: выявить характер представлений ребенка о живом и неживом.
Задание 3. Выявление особенности понимания ребенком ценности природных объектов. Автор методики Н. Н. Кондратьева.
Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.
Задание 4. «Экологический экран» игра «хорошо – плохо». Автором этой игры является Бачурина С.
Цель: Выявить умение детей оценивать поведение человека в природе.
Задание № 5. Анкетирование родителей. Автор Т. А. Зенина
Цель: выявить умение родителей взаимодействовать с природой и отношение их к поведению детей в природе.
Общий вывод: В ходе исследования уровня экологических представлений о живом и сформированности гуманного отношения к объектам живой природы у старших дошкольников, мы получили результаты и выявили, что у большинства детей средний уровень экологических представлений о живом и гуманное отношение к объектам живой природы. Некоторые дети старшей группы имеют поверхностные знания об объектах живой природы, затрудняются рассказать о частях растений и их предназначении, не осознают ценности природных объектов, не знают для чего они нужны, по отношению к растения дети совершают чаще отрицательные поступки, чем положительные, имеется непостоянство позитивных поступков, не все дети умеют правильно отличить хорошие поступки от плохих и правильно объяснить, почему хорошо-плохо, а родители сами до конца не разобрались, что такое гуманное отношение и как его можно сформировать.
Выявив все имеющиеся проблемы, переходим к разработке комплекса мероприятий для формирования гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Формирование гуманного отношения к объектам живой природы у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные стали основой для разработки комплекса мероприятий по формированию у старших дошкольников гуманного отношения к объектам живой природы. Нами был составлен перспективный план работы.
Реализация происходила в нескольких направлениях. При определении направлений практической работы учитывалось то, что личность ребенка находится в развитии, становлении основных структур. Поэтому формирование гуманного отношения к объектам живой природы рассматривалось в динамике.
Главной задачей было вызвать у детей познавательный интерес к объектам живой природы, установление взаимосвязей между живыми объектами и явлениями природы. Дальше происходило накопление экологических представлений о живом – уточнение, расширение знаний детей, стояла задача поддерживать познавательный интерес к объектам, накопление детьми положительно-эмоционального опыта и формирование гуманного отношения к объектам живой природы. Затем шло углубление представлений, полученных ранее новыми фактами, актуализация опыта позитивного взаимодействия с объектами живой природы, воспитание любознательности.
При отборе объектов живой природы мы отобрали те, которые на наш взгляд, помогут увидеть детям удивительное в растительном мире, а также мы тщательно подбирали содержание наблюдений и методические приемы руководства. Содержание наблюдений должно было подвести детей к усвоению представлений о том, что растения – живой организм со своим особым строением и потребностями.
Основным являлся метод наблюдений и распознающее наблюдение за объектами живой природы и повторные наблюдения для усвоения различных связей между объектами и явлениями природы.
Таким образом, была построена работа с детьми. Параллельно проводилась работа и с родителями, так как образец гуманного отношения к природе дети получают от значимых взрослых. Был оформлен родительский уголок на тему: «Наблюдения и исследования с ребенком на природе», проведено родительское собрание «Пока не поздно», проведена акция «Не рубите елочку – елочка жива», посоветовали родителям сделать природу союзником в воспитании детей.
Результаты практической работы с детьми старшей группы по формированию гуманного отношения к объектам живой природы, позволили сделать следующие выводы: гуманное отношение к живой природе не формируются у дошкольников самопроизвольно, для его формирования необходима целенаправленная работа педагога.
2.3 Результаты практической работы.
В апреле повторно были проведены исследования для выявления уровня экологических представлений о живом и сформированности отношения к объектам живой природы у детей старшего дошкольного возраста.
Проводя контрольную диагностику, по описанному выше плану, нами были получены следующие данные.