Валентина Ченцова
Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе.
Из опыта работы.
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу- значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
С первых дней пребывания в детском саду не упускаю ни одной возможности для воспитания любви и бережного отношения к природе.
Публикация «Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе» размещена в разделах
Давая первые знания о разумном природопользовании, считаю, что воспитанию человека- гражданина, ведь экологическое образование- элемент общего образования.
По словам В. А. Сухомлинского, чувство хозяина родной земли-важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах… Общественное станет для ребёнка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей…
Совершая экскурсию осенью, обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно.
При изучении звука и буквы «Г» провожу беседу о грибах, рассказываю о том, как правильно собирать их, предупреждаю, что нельзя без надобности сбивать ядовитые грибы- они служат лекарством для некоторых животных.
Знакомя детей с насекомыми, рассказываю о той большой пользе, которую приносят муравьи: истребляют вредителей леса. В беседе обращаю внимание детей на то, как трудно птицам зимой добывать корм, говорю, как можно помочь птицам. Некоторые дети рассказывают, что уже подкармливали птиц.
К концу октября провожу беседу на тему «Кто живет в зимнем лесу». Цель- познакомить детей с зимующими птицами, воспитывать желание заботиться о них. Перед детьми красочные картинки зимующих в нашем крае птиц: синиц, снегирей, клестов, соек. Дети рассказывают о каждой из этих птиц, о том, какую пользу они приносят.
На занятия дети приносят кормушки, изготовленные дома вместе с родителями. Зима- трудное время для птиц, и надо вовремя прийти им на помощь: повесить кормушки и насыпать туда каждый день хлебные крошки, семечки, зерна. Полюбят птицы наш лес – прилетят и на следующую зиму. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Дети читают стихи, поют песни о зимней природе. После занятия отправляемся развешивать кормушки.
Знакомлю детей с «Красной книгой», так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши и подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. Рассказываю о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Подвожу детей к выводу: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеет защищаться. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
Вот ты отправился на загородную прогулку или в поход. Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях, в гостях у природы, у тех кто здесь живё т: у птиц, у зверюшек, у жуков и бабочек, у суетливых муравьёв, у шустрых ящериц, у колючих ежей, у прыгучих кузнечиков. Здесь тоже нельзя вести себя, как на ум взбредет. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда пришёл в гости к природе.
А все ли ребята знают эти правила? Их так много, о них написаны целые книги. Сегодня мы познакомимся с несколькими, хотя простыми, но очень важными правилами поведения в природе.
Первое. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите, ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни серой неповоротливой жабы, ни паука в паутине, даже если он вам кажется некрасивым, неприятным. Помните: они хозяева леса, а вы гости. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Второе. Не старайтесь «спасать» птенцов. Иногда вам кажется: птичка в беде. Вот она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Ещё не умеет летать! Пропадет, съест её кто-нибудь! Нет, не пропадет, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. В июле всюду полно слетков. Юные дрозды, овсянки, зяблики, серые и пестрые мухоловки покидают свои гнезда. Покинули, хотя не умеют ещё лететь, им так и положено природой. Летать они не умеют, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят. Они даже переговариваются, зовут птенцов, а птенцы им откликаются особенными звуками, доступными только птичьему слуху.
Третье. Не уносите, пожалуйста, из леса ежей! Ни маленьких, ни взрослых. К сожалению, человеку не так просто, но и не так трудно взять ежа в плен. Но разве это дело – прийти в гости и утащить из дома хозяина? Ёжик нужен в лесу. Ёжик – насекомоядное животное. Он несёт очень важную службу. И потом ёжик – из самых древних млекопитающих. Они появились на земле десятки миллионов лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящерицы, вроде змеев Горынычей. Вот они какие старинные ежи! Их беречь, а значит не трогать.
Четвёртое. Правило - лесной вежливости. Оно больше для пользы гостей, т. е. для нас с вами. Иногда гости в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И никто из крикунов не узнает, как тенькает пеночка – будто звонкие капельки роняет, как зяблик свою солнечную песенку поет. Или как он о дожде предупреждает: у него на дождь другая песенка – словно скрипучая дверь скрипит. Не услышат, как дятел в своей кузнице долбит, как белка цокает, когда сердится. А уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметят. С чем пришли, с тем и уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали.
По каждому правилу провели беседу. Выполняя эти правила, ребята, мы будем беречь природу и умножать её богатства. И конечно, надо учить этим правилам других.
Наблюдая за природой, дети отмечают, как изменяется природа, по времени года, устанавливает связи между живой и неживой природой, знакомятся с трудом людей по времени года и обязательно оказывают помощь старшим в труде.
Считаю, что если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.
Забота ребёнка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность.
Эти качества со временем перестают в постоянное чувство ответственности за всё живое, бережное, разумное отношение к природе в целом.