Ирина Князева
Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию «Наш дом — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление народного образования администрации
городского округа города Бор Нижегородской области
Методическая разработка программы дополнительного образования по
патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
«Наш дом — Россия»
(Образовательная область «Социализация»)
Выполнила: воспитатель МДОУ
детский сад №4 «Полянка»
Князева Ирина Валерьевна
Публикация «Методическая разработка дополнительной образовательной программы по патриотческому воспитанию „Наш дом — Россия“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Городской округ город Бор
2 014 г
Слайд № 3
«Патриотизм — это твоё и моё, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и в повседневной жизни,
способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь».
Б. Шергин.
Слайд №4
Актуальность
1. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся
общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропогандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
2. Дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. На территориии нашего муниципального объединения действует программа «Патриотическое и духовное воспитание в городском округе город Бор», основной целью которой является развитие и совершенствование системы патриотического и духовно — нравственного воспитания в городском округе город
Бор. Главное место в реализации программы отведено образованию вообще и дошкольному в частности.
Презентуемая программа «Наш дом — Россия» рассчитана на два года: это старшая и подготовительная группа.
Слайд №5
Мониторинг на начало учебного года
На начальном этапе реализации работы мной было проведено исследование, позволяющее сделать вывод об уровне воспитания патриотизма у дошкольников.
Мониторинг проводился по следующим критериям:
Старшая группа (5 -6 лет) :
Свой домашний адрес, название города, страны;
иметь представление о символике города, страны;
знать название близлежащих улиц;
иметь представления о жизни и быте русского народа; народных промыслах; народном фольклёре;
узнавать на фотографиях достопримечательности города;
знать историю своей семьи, её исторические корни, традиции;
Подготовительнаягруппа (6 — 7 лет) :
краткие сведения об истории родного города, страны;
знать и различать символику города Бор, Нижнего Новгорода, Москвы; страны;
названия близлежайших улиц, социальные объкты, достопримечательности города;
иметь элементарные представления о жизни, быте русского народа;
знать историю русского костюма;
знать и использовать в речи русский фольклёр; различать изделия народных промыслов;
знать историю своей семьи, её корни, традиции;
Задания оценивались:
3 балла — высокий уровень;
2 балла — средний уровень;
1 балл — низкий уровень;
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что воспитание патриотческих чувств у детей старшего возраста составил 1,5 балла — это 50% (низкий уровень, а в подготовительной группе — 1,7 балла — это 66,6% (ближе к среднему уровню).
Слайд №6
ЦЕЛЬ
Поэтому была поставлена цель и определены задачи дальнейшей работы.
Цель: воспитание гуманной, духовно — нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего отечества.
Слайд №7
Задачи:
продолжать развивать чувство привязанности к своей семье, дому, городу, Родине;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
формировать представление о России, как о родной стране, о Москве — как о столице России;
воспитывать гражданско — патриотические чувства через изучение государственной символики России;
воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.
Слайд №8, 9
Программно — методическое обеспечение
Программно — методическое обеспечение по теме представляет собой комплекс основных и дополнительных программ, а также методических разработок таких авторов как :
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы»
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6 -7 лет»
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» и др.
Слайд №10
Интеграция областей
Изучение программно — методического обеспечения позволило сделать вывод об интеграции темы с другими образовательными областями, это ОО:
познание
коммуникация
социализация
художественное творчество
музыка
Слайд №11
Педагогические принципы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
историзма
доступности
личностно — ориентированного подхода
непрерывности
наглядности
последовательности
занимательности
Слайд № 12
Основные разделы и задачи
* Путешествие в историю: вызвать интерес к жизни наших земляков; дать представление как начиналось наше Русское государство; поддерживать интерес к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях.
* Вижу чудное раздолье: Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах; разширять представления о богатстве русской земли, родного края; воспитывать чувство гордости за красоту природы родного края.
* Быт и традиции: Продолжать знакомить с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы. Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. Объяснить роль вышивки. Дать понятие оберега. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей. Дать понятие о христианских праздниках: Масленица, Новый год, Рождество, Пасха, Вербная и др.
* Этих дней не смолкнет слава: Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного города. Знакомить с защитниками Отечества всех времён. Объяснить назначение герба и флага России, Символики родного города.
* Моя семья: Мир ребёнка начинается с его семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляя его сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
* Руки не для скуки: Знакомить с историей возникновения русской народной игрушки. Дать представления о кукле — самоделке. Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах.
Перспективно — тематический план представлен в программе.
Слайд № 13
Формы работы
Выбраны основные формы работы для реализации задач:
кружковая работа
через формы совместной и самостоятельной деятельности
взаимодействие с объектами социума
взаимодействие с семьями воспитаников
Слайд №14, 15
Предметно — развивающая среда
Для реализации работы была создана предметно — развивающая среда.
Её пополение велось через создание патриотического уголка, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; альбомы, посвященные защитникам Отечества; альбомы, посвящённые истории нашей страны — это «Ремёсла Древней Руси», «Как наши предки шили одежду» и многое другое. В детском саду есть «русская изба», где собраны старинные предметы быта: мебель, посуда и т. д. Уголок художественного творчества пополнился дидактическими играми, альбомами на тему «Народные промыслы».
В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультуций, папок — передвижек.
Слайд №16, 17
Реализация работы
Особое внимание в своей презентации хочется уделить вопросу взаимодействия с социумом:
С Борским краеведческим музеем: экскурсии по отделам «Природа Борского района», «Древность села Бор» и т. д. ;
Посещение зала «Боевой славы»;
Экскурсиям;
Встречам с почётными гражданами города;
А также работе с родителями:
Ознакомление детей с семейными реликвиями;
Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка;
Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музей;
Выставка плакатов — проектов: «Каким бы я хотел видеть свой город», «Земля — планета, на которой мы живём»;
Совместно с родителями проводились «Вечера интересных встреч», посвящённые Великой Отечественной Войне, на которые приглашались ветераны; праздники и развлечения «День матери», «День защитников Отечества», «Широкая Масленица» и т. д. (план работы с родителями приложен в программе);
Слайд № 18
Ожидаемый результат
1)-Наличие у детей знаний об истории своей страны, её природных богатствах, социально – экономической значимости;
2)-Возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклёра (пословиц, поговорок, потешек, закличек);
3)-Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России, привлечение семьи к нраственно – патриотческому воспитанию детей.
Слайд №19
Итоговый мониторинг (ст. гр.)
Так как программа расчитана на два года, в конце каждого учебного года проводились итоговые мониторинги.
На конец учебного года (первый год реализации программы, старшая группа) был сделан повторный мониторинг по тем же критериям, что и в начале года.
Согласно итогам мониторинга была выявлена положительная динамика, позволяющая судить о повышении уровня патриотических чувств у детей.
(Если на начало года уровень воспитания патриотизма составлял 1,5 балла -50%, то на конец года он составил 2, 4 балла — 83%).
Слайд №20
Итоговый мониторинг
Мониторинг на конец года в подготовительной группе (второй год реализации программы) тоже показал положительную динамику.
(Если на начало года уровень воспитания патриотизма составлял 1,9 балла — 66,6%, то на конец года он составил 2,7 балла — 90%).
Таким образом, предложенная выше система работы помогает воспитывать патриотов своей Родины, начиная
с дошкольного возраста. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Слайд №21
Спасибо за внимание!