Ландыш Юнусова
Методическая разработка рабочей программы вокального кружка «До-ми-соль ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется большое внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Публикация «Методическая разработка рабочей программы вокального кружка „До-ми-соль ка“» размещена в разделах
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые имеют ярко-выраженные музыкальные способности.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского сада.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокальная студия «Ладушки», направленная на духовное развитие воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальном кружке «До-ми-соль*ка»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Целью данной программы является развитие творческого потенциала музыкально одарённого ребенка, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Формирование устойчивого интереса к пению
2. Обучение выразительному пению
3. Обучение певческим навыкам
4. Развитие слуха и голоса детей.
5. Формирование голосового аппарата.
6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
8. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
9. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Данная программа позволяет
- в условиях детского дошкольного учреждения через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей воспитанников соразмерно личной индивидуальности;
- включать в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой;
- использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма, формирование дикции, артикуляции, введение в мир динамических оттенков, знакомство с музыкальными формами);
- использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомить с национальными особенностями музыкального колорита родного края.
- содержание программы может стать основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп воспитанников, так и отдельно взятых детей;
- для воспитанников с яркими вокальными данными предусмотрена индивидуальная работа;
- песенный репертуар подобран с учетом природного, народного и светского календаря; тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности ДОУ;
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
В основу программы легли рекомендации по развитию певческого голоса П. В. Голубевой, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории; а так же методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя).
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Методические принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 1 год обучения – подготовительные группы.
Занятия 2 раза в неделю. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников кружка не более 10 человек.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Схема занятия:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Содержание
Первое полугодие обучения
1. Организация музыкальных интересов учащегося. Беседы о музыке, слушание музыки в записи и в исполнении преподавателем.
1. Первая встреча с музыкой, о чем рассказывает музыка;
2. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения различного характера и жанров (плясовая, колыбельная, марш);
1. Знакомство с музыкальной терминологией:
1. высокие и низкие звуки – дать понятие о звуковысотности, различать высокие и низкие звуки в пределах сексты.
2. движение мелодии – учить детей различать постепенное движение мелодии вверх и вниз.
3. характер музыки – развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера, умение давать характеристику услышанному произведению.
1. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса
Музыкально-дидактические игры:
«Птица и птенчики» («Музыкальный букварь» Ветлугиной) - упражнять детей в различении и исполнении звуков по высоте в пределах сексты, умении удерживать интонацию на одном звуке
«Спи, мой мишка» («Музыкальный букварь»Ветлугиной) - охарактеризовать песню - спокойная, нежная, дать понятие, что такое колыбельная, учить петь протяжно, не выкрикивая концы фраз.
«Матрёшки», «Сколько нас поёт?» - исполняя на инструменте и голосом мажорное трезвучие, терцию, один звук педагог просит ребенка определить, сколько звуков они слышат, затем предлагает детям исполнить услышанные звуки. – развивать гармонический слух.
Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:
«Здравствуйте!» (журнал «Музыкальная палитра» №3 2005) - развивать мелкую моторику, умение быстро реагировать на смену музыкальных частей, сопровождать пение соответствующими тексту движениями.
4. Работа над репертуаром.
Организация первоначальных исполнительских навыков:
вырабатывать умение чисто интонировать мелодию, чувствовать тяготение к тонике, точно исполнять ритмический рисунок песен, работа над динамическими оттенками, дикцией в исполнении песен. Учить детей не выкрикивать окончания фраз, не форсировать звук, вырабатывать навык пения в ансамбле. Исполнять песни эмоционально в соответствующем характере.
Приобретение навыка концертного выступления.
5. Игра на музыкальных инструментах.
Учить пользоваться музыкальными инструментами, такими как ложки, бубен, коробочка и др. Учить исполнять простейшие ритмы при пении.
Второе полугодие обучения
1. Слушание музыки.
Продолжать учить различать звуки по высоте (в пределах квинты-терции);
узнавать знакомые произведения, называть любимые; различать танец, песню, марш. Знакомить с музыкой русских композиторов- классиков (Глинка М., Н. Римский-Корсаков, зарубежных (Шуман, Моцарт, Бетховен, современных композиторов (Прокофьев, Кабалевский). Знакомить с народной музыкой.
2. Знакомство с музыкальной терминологией
Знакомство с понятиями:
мажорный и минорный лад – доступно на музыкальных примерах контрастного характера объяснить понятия мажор (весёлая жизнерадостная музыка) и минор (грустная, печальная, трагическая музыка).
пауза – определённый перерыв в звучании музыки – показать пример на исполняемых песнях.
высота звуков – объяснить детям, что каждый звук имеет свою высоту и привести яркие примеры: медведь, волк – низкие звуки, зайчик, птица – высокие звуки, лисичка, кошка – средние звуки по высоте.
темп – (подвижный, медленный, быстрый, с ускорением, с замедлением) – скорость звучания музыки. Привести в пример разучиваемые и исполняемые песни.
сольное и хоровое исполнение – педагог объясняет детям, что исполнение одним человеком называется соло – солист, исполнение двумя людьми – дуэт, тремя – трио, четырьмя – квартет. А также исполнение несколькими людьми называется ансамблевым.
3. Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса
Музыкально-дидактические игры:
«Качели», «Эхо» «Лесенка», «Часы», «Мишки» («Музыкальный букварь» Ветлугиной,
«Птичий двор», «Снег – снежок», «Солнышко и дождик» («Детские забавы» Макшанцевой)– с помощью иллюстраций и изобразительных материалов закреплять понятия о высоте звуков, темпе и динамике, развивать умение пропевать интервалы, умение узнавать и исполнять высокие и низкие звуки. Использовать показ рукой высоты звуков.
Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:
«Паровоз», «Кошка», «Грибы», «Дождик», «Осьминог», «Гномики» «Лучшие попевки и песенки» Е. Горбина – учить детей исполнять несложные песенки, сопровождая движениями рук соответствующими тексту, развивать мелкую моторику, быстроту реакции на смену музыкальных частей, чувство ритма, чистоту интонирования.
4. Работа над репертуаром. Развитие навыков концертного выступления.
Сборники песен для детей дошкольного возраста: «Сказочная карусель» Е. Зарицкая, «Колокольчик» (№ 5,7,8 1997, № 23,24,26 2002-2003, «Как Рыжик научился петь» Л. Абелян, «Здравствуй, детский сад» А. Радвиловича, журнал «Музыкальная палитра» (№ 3, 4, 2002,№ 1,2,3 2003) - развивать вокальные навыки – закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию при поступенном и скачкообразном построении музыкальных фраз. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке, точно интонировать интервалы от секунды до сексты, упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии. Учить петь лёгким звуком, не утяжелять музыкальные фразы в заданном темпе.
1. Игра на детских музыкальных инструментах.
Учить аккомпанировать себе при пении на различных музыкальных инструментах (ложки, барабан, бубенцы и тд).
Приёмы развития слуха и голоса детей
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
1. Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
2. Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
3. Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
4. Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
5. Моделирование высоты звука движениями руки;
Развитие музыкального слуха, памяти, ритмического чувства.
Не всегда ребёнок, имеющий хорошие голосовые данные, обладает в такой же степени хорошим звуковысотным слухом, который особенно важен для вокалиста. Б. М. Теплов говорил: «Музыкальный слух по существу должен быть звуковысотным слухом, иначе он не будет музыкальным». Поэтому развитие звуковысотного слуха у ребёнка должно быть первостепенной задачей преподавателя.
Для развития звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста можно использовать игровые упражнения (на нотах, удобных ученику по высоте). Упражнения А. Ф. Битус, С. В. Битус из "Певческой азбуки ребёнка"
«Гудок»- умение сливаться с голосом педагога на длинной ноте
«Капельки»- пение на слог «кап» одной ноты с повторением её много раз (как капли дождя). Нота должна быть удобной ребёнку по высоте. Далее необходимо сначала на тон, затем на пол тона опускаться и подниматься, напевая «кап-кап».
«Сигнал машины»- играем одновременно два звука (б. 3, м. 3, ч. 4).
Совершенствуя звуковысотный слух, одновременно работаем над проблемой развития мелодического слуха. Мелодический слух представляет собой синтез интервальных и ладовых ощущений. Для развития мелодического слуха можно использовать следующую методику:
- Учить определять (и показывать рукой) направление движения
Мелодии - вверх и вниз.
- Использовать простейшие попевки для запоминания мелодии.
- Вначале работать над освоением песни или попевки на слоги с гласными (у, ю, я, е, и) или вокализом на удобную для ребёнка гласную.
- Пропевать мелодию по фрагментам, опираясь на звучание инструмента, затем без него.
Речевые игры (игры с буквами и звуками) на занятиях с детьми 6-ти лет занимают особое место. Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому на уровне эмпирики лежит предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).
Такие игры «работают» в нескольких направлениях – собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; пропевание звука, а значит, и развитие музыкального слуха; движение, а значит моторика звука и развитие дыхания; инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к учению.
Упражнения Т. А. Рокитянской из пособия «Воспитание звуком».
Работа со звуком Р.
Распевается на неопределённой (затем заданной) высоте с падающей интонацией звук Р, одновременно изображаем руками, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы Р.
Звук В также можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра: «Вввввьётся вввввьюга, вввветер ввввоет: вввввв, вввввв!». Руки при этом выводят что-то вроде буквы В.
Звук С. Представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук ССССС. Постепенно наша фигура становится похожа на букву С. Сухонький, сссссогнутый, ссссссморщенный ссстаричок!
Теперь надуваем шарик (т. е. себя) с помощью звука ФФФФФФ –постепенно распрямляясь и для пущей важности расФуФыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву Ф.
Звуками ЖЖЖЖЖЖ, ЗЗЗЗЗЗЗ можно изобразить проснувшийся лес : жужжание жука и з-зудение комара (на определённом тоне или интервале). Конечно же, при этом можно ещё и летать!
Подобные игры проводятся (пропеваются) и с гласными звуками:
УУУУУУ- воет волчонок или голодный волк, или летит ракета; ИА-ИА-ИА – поёт ослик; АУУУ- эхо в лесу.
Организм человека живёт в ритме: дыхание, кровообращение (пульс, сон и бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция, речь- всё это происходит в различных ритмах. Каждому возрасту соответствуют свои ритмы. Так, маленьким детям свойственен плавающий ритм, более близкий к ритму дыхания, чем пульсу. Они хорошо реагируют на колыбельные песни с ровным покачиванием, известна также любовь детей к качелям. Очень хороши упражнения с движением, соответствующим словам «туда- сюда», распеваемым на интервалах секунды, затем кварты и, наконец, большой сексты, от которой получается самое яркое ощущение взлёта.
Большую пользу в формировании чувства ритма приносят упражнения с детскими шумовыми инструментами.
Примерная структура учебного занятия.
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 мин. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.