Елена Юрченко
Методическая разработка по организации дополнительной совместной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Система дополнительной образовательной деятельности
«Пластилиновые чудеса»
Воспитатель: Юрченко Елена Васильевна
I. Пояснительная записка
Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок учится передавать в лепке различные предметы более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности — рисовании, аппликации, конструировании из природного материала. Постепенно он открывает для себя пластику движения во всей его взаимосвязи. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
Публикация «Методическая разработка по организации дополнительной совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
Работа СДОД разработана на основе :
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика_ Синтез, 2005.
2. Комарова Т. С., А. В. Размыслова «Цвет в детском изобразительном творчестве». —Москва, 2002.
3. З. А. Ефанова Комплексные занятия, средняя группа. – Волгоград, 2012 .
4. Дымковская игрушка. _ М. : Мозаика_Синтез, 2005.
5. Сказки из пластилина, Санкт-Петербург, 1997.
Возрастная группа: дети 4-5 лет
Количество занятий в год: 35
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации : подгрупповая
Длительность занятий: 20 минут
Место проведения : групповая комната
1.2. Актуальность выбранной темы, преемственность.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, творческая деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Именно творческая деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Приобщение к изобразительному искусству позволяет детям по новому воспринимать искусство, развивать интерес к нему. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
1.3. Новизна
Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система по совершенствованию и развитию творческих способностей детей, которая ведет к раскрытию внутреннего потенциала дошкольников как источника самостоятельного познания мира.
1.4. Цель работы
Формировать у детей устойчивый интерес к художественному творчеству, обогащать сенсорный опыт, развивать образное эстетическое восприятие, формировать эстетические суждения; воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в лепке, используя выразительные средства.
В реализации данной цели мне помогут следующие задачи:
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Упражнять в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
Устав ДОУ
Программа развития ДОУ
Положение о работе СДОД
Приказ об организации СДОД работы ДОУ
Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.
1.6. Принципы, направления, правила работ
Работа построена на основе следующих принципов:
• Концентричности и последовательности, обеспечение преемственности всех возрастных этапов.
•
Осознанности и активности, способствующего осознанному усвоению программного материала, активизации умственных (познавательных) процессов.
•
Гуманизации, предполагающего умение педагога вставать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, видеть в ребенке полноценного партнера.
•
Наглядности, способствующего восприятию и познанию окружающей действительности, осознанному освоению способов продуктивной деятельности с учетом особенностей детского мышления.
•
Креативности, направленному на развитие у дошкольников переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач.
При выборе темы мною были соблюдены следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.
1.7. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе применяются следующие методы обучения :
• Репродуктивные методы : объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
• Продуктивные методы : частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).
1.8. Ожидаемый результат
Каждый воспитанник должен уметь:
Создавать из пластилина длинные, круглые, плоские формы отрыванием, скатыванием, сплющиванием шара ладонями.
Создавать из пластилина, воска более совершенные формы (округлые, цилиндрические, конические, овальные). При создании формы предмета использовать комбинированный и скульптурный способы изображения, передавать пластику движения.
Цвет.
Подбирать цветовую гамму по признакам теплоты и холода, цветом передавать отношение к герою.
Пользоваться цветом как средством выражения состояния образа.
Композиция.
Передавать соотношение частей в изображаемом предмете. Создавать композиции, объединяя различные предметы на одной плоскости, передавая величинные соотношения между ними в соответствие с замыслом. Перегруппировывать фигуру, придавая ей определенную позу, движение. На декоративных пластинах добиваться ритма форм, цвета.
Составлять скульптурные композиции из нескольких предметов, передавая величинные соотношения между ними и в самой фигуре. Выдерживать соотношение частей в лепке.
Соблюдение правил работы с изобразительными инструментами, материалами.
Техника работы с художественными материалами и инструментами.
Манипулировать с пластическим и бросовым материалом. Использовать ладонно-пальцевую технику обработки материала (отжимать, вытягивать, оттягивать, мелкие части примазывать, сглаживать и пр.). Пользуясь стекой, резать, срезать, штампами – вдавливать, процарапывать. Декорировать готовые изделия бросовым и природным материалом.
Использовать пальцевую технику обработки материала (отжимать, вытягивать, оттягивать, мелкие части примазывать, сглаживать и пр.).
Придавать устойчивость фигуре с конечностями. Пользоваться каркасом. Использовать технику налепов (полуобъемов, процарапывания.
11. Тематически - перспективный план работы СДОД в ДОУ
на 2016 – 2017 учебный год
Темы
1. Рассматривание готовых поделок из пластилина
Знакомимся с волшебным материалом (пластилин). Он пластичный, послушный, теплый, добрый. Из него мы сделаем различные подделки.
2. Колбаски
(раскатывание)
Обучать умению раскатывать прямыми движениями ладоней тесто «колбаской»
3. Палочки
(раскатывание)
Учить отщипывать небольшие комочки теста, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
4. Сказка Колобок
Знакомство с персонажами из сказки «колобок».
5. Колобок
(скатывание)
Научить скатывать шарики круговыми движениями, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.
6 Грибочек для белочки (раскатывание)
Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей (палочка из теста и скорлупа от грецкого ореха, соединяя их.
7. Витамины в баночке
(надавливание)
Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе (баночке из картона, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. 1
8 Тучка и дождик
(отщипывание и надавливание)
Продолжать учить отщипывать и надавливать на кусочки теста, закрепляя на основе из картона.
9 Солнышко
(размазывание)
Учить детей размазывать тесто на картоне;
10 Ладушки, ладушки, испечем оладушки (скатывание)
Продолжить учить скатывать шар между ладоней, сплющивать его ладонями.
11 Зима. Снег идет
(скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – тонированный в синий цвет лист 1/2 ватмана с изображением домов (аппликация) 1
12 Елочные шарики
(скатывание)
Продолжать учить скатывать маленькие шарики разного цвета и прикреплять их на картон в форме круга.
13 Снеговик
(скатывание)
Учить лепить предметы, состоящие из двух шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала (пластиковая крышка от бутылки, перец горошком, сухая палочка, веточка)
14 Елочка, елочка
колючая иголочка (скатывание, надавливание, размазывание)
Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе – ёлочке, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца;
Заготовка – ёлочка, вырезанная из картона (по количеству детей, маленькая искусственная ёлочка, фасоль, перец горошком, семечки.
15 Конфетки на тарелочке
(скатывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики и колбаски, надавливать указательным пальцем, прикрепляя к плоской основе – тарелочке (заготовке из картона (белые круги)
16 Плюшки-завитушки
(скатывание, сплющивание)
Продолжать учить сплющивать шарики из пластилина (теста) при помощи всех пальцев рук; украшать готовое изделие крупами, мелкими макаронными изделиями.
17 Погремушка для куклы
(скатывание)
Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки, соединять части, плотно прижимая, их друг к другу.
18 Сушки, баранки (раскатывание, соединение деталей)
Научить детей раскатывать колбаски и соединять их концы в кольцо; украшать маком.
19Самолёты стоят на аэродроме
(раскатывание, соединение деталей)
Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, вылепленных из удлиненных кусков. Закреплять умение делить комок пластилина (теста) на глаз на две равных части, раскатывать их продольными движениями ладоней и сплющивать между ладонями для получения нужной формы.
(раскатывание, соединение деталей)
Продолжать изготовлять поделки на основе картона. Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей
20 Снежинка
(скатывание)
Моделировать образы спящих существ. Лепить игрушки или в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо, голова – шар. Оформить композицию в
21 Подарок папе
(скатывание, сплющивание)
Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, крупами, макаронными изделиями, лентами, коктейльными трубочками.
22 Подарок маме
(скатывание, сплющивание)
Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, крупами, макаронными изделиями, лентами, коктейльными трубочками.
23 Баю – бай, засыпай
(скатывание, надавливание, размазывание)
Закреплять умение формировать комочки и скатывать их в шарики; надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к плоской основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца;
24 Сосульки
Освоить способ лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. Оформлять на картонной крыше.
25 Миска для кошечки
(скатывание)
Продолжить учить скатывать шарик, между ладоней и делать пальцем углубление в середине комочка.
26 Вот ежик – ни головы,ни ножек
Моделировать образ ежика: лепить конусообразную форму и дополнять ее «иголками» - спичками, семечками, зубочистками, спагетти, перцем горошком.
27 Червячок
(раскатывание)
Продолжить учить лепить тонкую колбаску, раскатывая ее между ладонями. Придавать нужную форму. 1
28 Гусеничка на зеленом листочке
(деление кома на части, скатывание)
Продолжать учить отрывать куски от большого кома и лепить шарики круговыми движениями.
29 Мостик из бревнышек
(деление кома на части, раскатывание)
Вызвать интерес к моделированию мостика из 3 - 4 «брёвнышек». Учить выравнивать детали по длине, лишнее отрезать. Развивать чувство формы и величины, способность к композиции. 1
30 Одуванчик
(вдавливание)
Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин (тесто, создавать объёмную поделку;
Шарики из пластилина (теста) жёлтого цвета; короткие палочки ушные палочки без ваты или отрезки трубочек от коктейля, одуванчик (настоящий или картинка) .
31 Ягода-малина
закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
32 Цветы
(отщипывание, скатывание, надавливание)
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин (тесто) на картоне;
Пластилин основных цветов (тесто, цветной картон формата А4 (по количеству детей
33 Барашек
(отщипывание, скатывание, примазывание)
Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки от большого куска и скатывать из них шарики, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин (тесто) на картоне (барашек, оформлять перцем горошком. 1
34 Улитка
(раскатывание)
Вызвать у малышей интерес к лепке; учить лепить улитку
путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. 1
35 Рыбка
Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъёме.
Ш. Организация творческой деятельности воспитанников
3.1. Примерный алгоритм проведения
• Игра – путешествие, как организационная форма проведения учебного занятия. Данная форма может проигрываться на протяжении нескольких занятий, посвященных одному из тематических блоков;
• Экспериментирование, как элемент учебного занятия при знакомстве детей с отдельными свойствами пластических и других материалов.
• Проектирование, как форма индивидуального либо совместного творчества в процессе работы над определенным изделием.
• Беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, как формы актуализации жизненного опыта обучающихся, расширение практического и социального опыта в освоении новых способов деятельности.
3.2. Примерная структура и организация
1. Постановка задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности
4. Уточнение плана
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне деятельности.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов.
IV. Дидактический материал и техническое оснащение
Основное оборудование:
Пластилин
Стеки
Доски
Формы для лепки
Формы для нанесения узора на пластилин