Ирина Паринова
Фрагмент рабочей программы-методическая разработка «Удивительные места нашей планеты. Арктика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для детей в возрасте от 6 до 7 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и разработана на основе ООП ДО «Детство»- Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.
Публикация «Фрагмент рабочей программы-методическая разработка „Удивительные места нашей планеты, Арктика“» размещена в разделах
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественно-эстетической.
Задачи программы :
1) Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2) Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3) Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.
4) Творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса.
5) Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6) Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоуст-ройство и т. д.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.
В результате правильно организованной образовательной, работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Удивительные места нашей планеты. Арктика»
Цель: познакомить детей с растительным и животным миром Арктики, систематизировать имеющиеся знания.
Задачи:
1. Развивать любознательность, познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания благодаря познавательно - исследовательской деятельности;
2. Воспитывать любовь к природе, эмоциональное отношение к животным, желание оберегать и охранять всё это;
3. Формировать стремление к здоровому образу жизни;
4. Развивать речевое творчество;
5. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы.
Планируемые результаты образовательной деятельности:
Проявление инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
использование речи для выражения мыслей;
Появление у детей желания общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
Желание получать большую информацию из книг об обитателях Арктики.
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в подготовительной группе
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем
Образовательная тема недели: «Удивительные места нашей планеты. Арктика».
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы Взаимодействие с родителями/социальными партнерами
Понедельник
Физи
ческое развитие Двигательная, игровая, коммуникативная, изобразительная деятельность, познавательная. Тема дня: «Путешествие на северный полюс»
(интегрирует с занятием инструктора по физической культуре)
Ходьба по дорожкам здоровья; лазанье на гимнастическую стенку; ходьба с преодолением препятствий.
П/и. : «Оленьи упряжки»
Д/ и: «Что возьмем с собой в дорогу» Прием детей. Утренняя гимнастика «Доброе утро»,
Беседа с детьми на тему: «Удивительные места нашей планеты»
Обзорное путешествие по детской карте мира.
Рассматривание иллюстраций к детским энциклопедиям.
Наблюдение за снегом.
П/и «Не попадись»
Упр. : «Катание по ледяным дорожкам»
С/ р игра: «Моряки»
Заучивание стихотворения «Айсберг»
Аппликация : «Айсберг» из мятой бумаги.
Упражнения на координацию движений «Сломанный мост»;
Работа над выразительностью чтения ППС насыщена предметами по данной теме.
Выставка литературных произведений, иллюстраций природы.
Взаимодействие с родителями/социальными партнерами
Индивидуальные консультации родителей. Консультация для родителей «Наши дети дома и на улице»
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в творчестве»
Организовать родителей для создания совместной выставки по теме «Арктика» (фотоматериалы, книги, альбомы и т. д.)
Ознакомление родителей с разными видами художественного творчества детей.
Пригласить родителей на итоговое мероприятие.
Совместная с детьми выставка
«Суровая Арктика».
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Вторник
Речевое развитие Коммуникативная, восприятие худ. литературы, исследовательская, изобразительная, игровая Тема дня: «Хозяин севера»
Отгадывание загадок, рассматривание картинок с изображением белого медведя.
Чтение Ю. Яковлева «Умка».
Обсуждение.
Физкультминутка: «Ходим-бродим»
Лепка: «Белый медведь»
Придумывание рассказа: «Приключения медвежонка»
Д/ и: «Что изменилось» Прием детей. Утренняя гимнастика «Доброе утро»,
Беседа на тему: «Хозяин севера»
Просмотр видеоролика: «Ледяные просторы»
Д/ и: «Сложи животное»
Наблюдение за сосульками.
Экспериментирование: «Цветные льдинки»
П/ и: «Путешественники»
Эстафета: «Встречные перебежки»
С/ р игра: «Зоопарк» Закрепление навыков составления описательного рассказа
Упр. на развитие связной речи; дифференциацию, звуков речи ППС насыщена предметами по данной теме.
Выставка литературных произведений, иллюстраций природы.
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Среда
познавательное развитие Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие худ. литературы. Тема дня: «Жизнь в Арктике»
Рассматривание плакатов с изображением животных Арктики.
Ознакомительная беседа по теме.
Просмотр видеоролика: «Путешествие в Арктику»
Физкультминутка: «Тюлени»
Знакомство с растительным миром севера.
Работа по ФЭМП : Д/ и : «Посчитай тюленей»; «Один –много» Прием детей. Утренняя гимнастика,
Беседа с детьми на тему: «Осторожно гололед»
Рассматривание иллюстраций к детским энциклопедиям.
Д/ и: «Сосчитай и сравни количество»
Наблюдение за снегом.
П/и «Хищник в море»
Коллективный труд: делаем снежную насыпь.
С/ р игра: «Моряки»
Чтение: Н. Сладкова «Полярной ночью».
С/ р игра: «Полярные исследователи»
Исследование: «Какие корни у растений»
Д/ и: «Что я за зверь?» ППС насыщена предметами по данной теме.
В уголке ИЗО поместить бумагу, карандаши, пластилин для свободной деятельности детей.
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Четверг
Социально - коммуникативное развитие
Коммуникативная, игровая, двигательная.
Тема дня: «Мы спасатели»
Ситуационный разговор: «Медвежонок Умка попал в беду»
Решение проблемы.
Конструирование: «Спасательный корабль» из природного материала.
С/ р игра: «Спасатели»
Д/ и: «Опасно-неопасно»
Прием детей. Утренняя гимнастика.
Игра на развитие внимания: «Четыре стихии»
Беседа на тему: «Красная книга»
Упражнение: «Выручи из беды»
П/ и: «Запутанные дорожки»
Наблюдение за таянием льда.
Упражнение на дыхание: «Погреемся»
Д/ и: «Кто лишний»
Соревнование: «Кто быстрее»
Выставка книг: «Животные севера»
Упр. на развитие общей моторики и координации движений.
ППС насыщена предметами по данной теме.
Выставка литературных произведений, иллюстраций природы.
Дни недели Приоритетные виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Пятница
Художественно-эстетическое развитие Музыкальная, восприятие худ. литературы, изобразительная, познавательная, Тема дня: «Красота природы севера»
(интегрирует с занятием музыкального руководителя)
Беседа по теме.
Рассматривание репродукций картин с изображением пейзажей Арктики.
Познакомить с явлением северного сияния.
Разучивание песни «Колыбельная медведицы» (слова Ю. Яковлева, муз. Е. Крылатова)
Д/ и: «Времена года» Прием детей. Утренняя гимнастика: «На льдине»
Д/ и: «Сложи узор»
Наблюдение за ветром.
П/ и: «Перелетные птицы»
Рассматривание звездной карты. Знакомство с полярной звездой.
Рисование красками: «Северные мотивы»
Чтение: Н. Сладков «Разговоры в тундре»
Рисование-фантазия «Северное сияние».
Д/и «Волшебный мешочек» ППС насыщена предметами по данной теме.
Выставка литературных произведений, иллюстраций природы.
Итоговое занятие
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в Арктику»
Цель: закрепление первичных знаний детей об Арктики
Образовательные задачи:
-закрепить представление об особенностях географического положения Арктики;
- познакомить детей с природными условиями Арктики и ее обитателями;
- cформировать представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
-закрепить и активизировать словарь детей по теме «Арктика» (айсберг, глобус, северное сияние, способствовать развитию связной речи;
- упражнять в порядковом и обратном счете до 10,
- закрепить правила безопасного поведения в транспорте.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;
- упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;
- развивать у детей познавательный интерес к деятельности;
- способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики;
- развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;
- воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в Арктику», «Следы животных», глобус, трафареты животного (медведь, настольная лампа, емкости для снега, песочные часы, полоски бумаги, емкости для воды, гимнастические палки, схемы самолета, влажные салфетки, тонированные листы бумаги, губки- тампоны, гуашь (белая).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о природе, животных, жизни людей Арктики, чтение энциклопедии, игры «Кто, где живет», «Кто, чем питается», «Кто, на чем передвигается», беседы с детьми, загадывание загадок о животных Арктики, разучивание пословиц, поговорок, просмотр мультфильма «Умка ищет друга».
План-конспект занятия :
1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта);
2. Беседа об Арктике (географическое положение, природные условия, обитатели);
3. Просмотр презентации «Путешествие в Арктику»;
4. Д/упражнение «Погода в Арктике и в Воронеже» (смоделировать погоду с помощью картинок);
5. Физкультминутка;
6. Выбор вида транспорта (конструирование самолёта из гимнастических палок, безопасное поведение в транспорте, прямой и обратный счёт до 10);
7. Выполнение заданий из конверта:
- «Почему в Арктике не тает снег?» (опыт со снегом);
- «Почему животные Арктики не мёрзнут и выходят из воды сухими?» (опыт с полосками бумаги, смазан. жиром);
- Д/упражнение «Чей след?»;
8. Загадки о животных Арктики.
9. Просмотр мультфильма «Умка ищет друга»;
10. Изготовление подарка для Умки (трафарет животного - медведь);
11. Рефлексия (работа с разноцветными лепестками цветка).