Инна Михеева
Методическая разработка «Дополнительная общеразвивающая программа с применением конструктора Тико»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования»
Для детей с 5 до 6 лет
Цель данной программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка „Дополнительная общеразвивающая программа с применением конструктора Тико“» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Строительный материал. Методические разработки
- Тико-конструктор
- Темочки
1. Развитие регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
2. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
3. Расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса.
4. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
5. Активизация работы левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объемных фигур. Укрепление пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики рук.
6. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.).
7. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
8. Развитие у дошкольников мотивационной сферы, интереса к исследовательской деятельности и моделированию.
9. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
3. Учебный план по программе
№ п/п Название раздела/темы Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1 Знакомство с конструктором Тико 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
2 Путешествие по ТИКО стране 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
3 Как звери к зиме готовятся 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
4 Зимние забавы
4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
5 Домашние животные 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
6 Защитники отечества. Военная техника 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
7 Цветы для мамы 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
8 Космос 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
9 Страна Вообразилия 4 2 2 Педагогическое наблюдение за выполнением практических заданий.
Итого 36 18 18
4. Система педагогического наблюдения (мониторинга) достижения детьми панируемых результатов освоения программы
Содержание мониторинга включает в себя два модуля «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». Для сбора диагностических данных используется метод наблюдения.
Цель – изучение качественных показателей достижений детей в конструктивно-модельной деятельности.
Задачи:
• Изучить продвижение ребенка в освоении материала.
• Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого ребенка в конструктивно-модельной деятельности.
• Обеспечить контроль за решением образовательных задач, что дает возможность более полно и целенаправленно использовать методические ресурсы.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
1. обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
2. изучение и конструирование различных видов многоугольников;
3. обучение планированию процесса создания собственной модели
и совместного проекта;
4. обучение различным видам конструирования;
5. знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
6. развитие комбинаторных способностей;
7. совершенствование навыков классификации;
8. развитие умения мысленно разделить предмет на составные части
и собрать из частей целое;
9. воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
1. выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
2. изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе различных видов многогранников;
3. исследование «объема» многогранников;
4. формирование целостного восприятия предмета;
5. развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
6. развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, играми, рассматриванием картинок, схем, выполнением специально подобранных заданий, выставками детских работ.
Объект педагогического наблюдения (мониторинга) Формы и методы педагогического наблюдения Периодичность проведения педагогического наблюдения Длительность проведения педагогического наблюдения Сроки проведения педагогического наблюдения
Индивидуальные достижения детей в процессе обучения по Программе Наблюдение. Анализ продуктов детской деятельности 2 раза в год 2 недели декабрь, май
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
Месяц Темы Формы работы
Сентябрь
"Конструктор Тико : обучаемся, играя» Памятки для родителей
Октябрь "Возможности конструктора Тико" Консультация
Ноябрь «Все о Тико» Тематические консультации (ответы на интересующие вопросы родителей)
Декабрь Диагностика Диагностические карты.
Январь «Мы на занятии» Фотовыставка
Февраль
"Индивидуальные достижения обучающихся" Индивидуальные консультации
Март «Играем дома: дидактические игры с Тико» Брошюры для родителей
Апрель «Выявление уровня удовлетворенности родителей» Анкетирование, опросы, беседы,
Май "Наши достижения»
Диагностика Выставка поделок из Тико. Диагностические карты.
Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
5. Рабочая программа
Месяц Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Сентябрь 2022
Знакомство с конструктором ТИКО Необычные детали Теория: понятия «треугольник», «разные», «одинаковые», «вверх», «вниз», «посередине», знакомство с конструктором ТИКО
Практика: поиск треугольников и прямоугольников в «геометрическом лесу» для конструирования «заборчика».
Логическое задание «Отгадай фигуру».
Конструирование по схеме : заборчик.
Аудио запись телефонного звонка, Конструктор Тико,
Индивидуальные карты-схемы «Заборчик». Способны соединять детали, используя шарнирные способ крепления, проявляют инициативу, целеустремленность в достижении результата работы.
Знакомство с зайчиком ТИКО
Теория: способы соединения деталей, различие треугольников в наборе,
Практика: конструирование по схеме «Зайчик». Игрушка Зайчонок, конструктор Тико,
Индивидуальные карты-схемы «Заяц». Умеют обобщать предметы по признаку, способны конструировать простые Тико-фигуры по заданной педагогом схеме.
Маска зайчонка Теория: фигуры: «ромб», «шестиугольник», «квадрат», «треугольник»,
Практика: задание на тематической карточке, конструирование по схеме «Маска». Игрушка «Зайчонок», индивидуальные карты-схемы «Маска». Способны создать плоскостную фигуру, соединяя детали конструктора без затруднений. Знают геометрические фигуры: квадрат, ромб, шестиугольник, треугольник.
Друзья зайчонка Тико Теория : сравнение геометрических фигур по цвету.
Практика: поиск фигур заданного цвета для конструирования лисички. Сопоставление фигур с предметами окружающего мира аналогичного цвета, конструирование по схеме «Белка».
Музыкальный центр, микрофон, конструктор Тико, индивидуальные карты-схемы «Белка». Могут определить какие детали конструктора ТИКО больше всего подходят для создания образа, как их целесообразно скомбинировать. Проявляют интерес и радость в процессе конструкторской деятельности.
Месяц
Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Октябрь 2022
Путешествие по ТИКО стране Паровоз и вагон Теория: Сравнительный анализ и классификации различных видов многоугольников.
Практика: конструирование по схеме «паровоз», «вагончики». Аудио запись «Звук паровоза», конструктор Тико, индивидуальные карты-схемы «Паровоз». Дети следуют инструкциям педагога, сначала работая на карточке, затем конструируя заданную фигуру. Проявляют интерес к работе, доводят начатое до конца.
Автомобиль Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».
Практика: определение названия геометрических фигур на ощупь. Задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур, конструирование по контурной схеме «Автомобиль». Доска, маркер, конструктор Тико, образец фигуры «Автомобиль», контурная схема «Автомобиль» Умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Способны сооружать фигуры из конструктора «ТИКО» по замыслу. Применяют в конструировании полученные ранее знания.
Приборы для Фиксиков
Теория» умение сравнивать, группировать детали и классифицировать детали,
Практика: конструирование по замыслу (молоток, пила, телефон и др.) Аудиозапись «Фиксики», предметные картинки «Инструменты», конструктор Тико. Способны согласовывать числительные с существительными. Помогают друг другу, стараются договариваться, уступать, вести диалог со сверстниками.
Водный транспорт Теория:
Классификация геометрических фигур по одному свойству.
Транспорт: водный транспорт.
Практика:
Поиск фигур заданного цвета – игра «Угощение друзей». Слуховой диктант «Дом с трубой».
Конструирование по образцу : лодка. Предметные картинки «Водный транспорт», конструктор Тико. Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций; действовать по алгоритму с опорой на схему. Понимают словесную инструкцию педагога. При выполнении работы стараются сотрудничать со сверстниками.
Месяц Проблематика недели Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Ноябрь 2022
Как звери к зиме готовятся Зимовье зверей Теория: фигура «квадрат с дыркой» (окно, один этаж – один квадрат, два этажа – два квадрата и т. д. ,
Практика:
- работа с карточкой №1,
- конструирование по схеме «Домик». Карточка-схема «Домик» на каждого ребенка, конструктор Тико. Дети с интересом работают по карточке-заготовке, самостоятельно выбирают цвета для закрашивания домика. Доводят начатое до конца.
Как лесные звери к зиме готовятся? Теория: закреплять умение создавать конструкцию по схеме, подбор фигур нужного цвета по представлению,
Практика конструирование по схеме «Медведь». Волшебная палочка, картинки с изображением животных леса, конструктор Тико, карточки на каждого ребенка «Медведь». Дети самостоятельно подбирают детали для конструирования, объясняют, почему именно эти детали они выбрали.
Зимующие птицы Теория: действие по словесной инструкции, действие по алгоритму с опорой на схему;
Практика: отгадывание загадок о зимующих птицах, конструирование по схеме «Ворона». Конструктор Тико,
индивидуальные карточки-схемы плоскостных фигур «Птицы» Дети действуют по словесной инструкции педагога, по алгоритму с опорой на схему.
Выделяют основные части и характерные детали конструкции.
Что едят ежи? Теория: Чередование геометрических фигур по форме и по размеру.
Практика: конструирование лесной дорожки для ежика с чередованием фигур разного размера и формы.
Конструирование по схеме «Гриб», конструирование по памяти «Гриб».
Конструктор «Тико»,
Индивидуальные схемы «Гриб». Дети научились на слух выкладывать детали, получая заданную конструкцию.
Месяц Проблематика недели Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Декабрь 2022
Зимние забавы Зимние забавы Теория: 1 часть (логика) – чередование геометрических фигур по цвету.
2 часть (окружающий мир) – зимние забавы
Практика:
Выделение множеств – ( квадраты: красные, синий, белый). Конструирование дорожки
из квадратов 4 цветов путем чередования.
Конструирование по схеме «Снеговик» Картинки с зимними играми и забавами, карточки-схемы по выбору детей. Умеют выделять особые признаки геометрических фигур. Способны планировать свою деятельность и в соответствии с заданием подбирать нужные детали для конструирования.
Елка Теория: различие фигур треугольников.
Практика: разгадывание загадок, конструирование по карточке-схеме «Елочка».
Загадка про елку, карточки-схемы «Елочка» на каждого ребенка. Дети правильно называют разные треугольные детали. Проявляют интерес к работе, помогают друг другу. Испытывают радость в конце проделанной работы.
Волшебные снежинки Теория: продолжать формировать умение выделять особые признаки геометрических фигур.
Практика: Раскрашивание карточки «Моя волшебная снежинка», конструирование по замыслу «Снежинка». Индивидуальные карточки-схемы «Снежинка», конструктор Тико. Дети самостоятельно подбирают детали ТИКО по своему замыслу, выбирая фигуры нужной формы и цвета.
Помощники Деда Мороза Теория: Сравнение различных треугольников (равносторонний, остроугольный, прямоугольный)
Практика: конструирование «Снегурочка» по образцу и словесной инструкции.
Загадки по теме, конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы на выбор детей. Способны соединять детали конструктора ТИКО без затруднений. Понимают словесную инструкцию педагога. При выполнении работы стараются сотрудничать со сверстниками.
Месяц
Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Январь 2023
Домашние животные Кошка и собака
Теория: Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Практика:
-слуховой диктант «Собака»,
- конструирование по схеме «Кошка».
Игрушки кошка и собака, конструктор Тико, индивидуальные схемы «Кошка», «Собака». Способны действовать по алгоритму с опорой на схему. Слышат педагога и действуют по словесной инструкции. Добросовестно и ответственно относятся к выполняемой работе.
Поездка на ферму
Теория: Закрепление названия геометрических фигур: шестиугольник, большой квадрат, маленький квадрат, маленький треугольник, прямоугольник.
Практика: дидактическая игра «Сельскохозяйственные профессии», конструирование по образцу «Дом». Картинки «Домашние животные», конструктор Тико, образец готовой работы «Дом» Применяют в конструировании полученные ранее знания. Способны самостоятельно выбрать детали ТИКО при разработке модели и осуществлении конструкторского замысла.
Фермерское хозяйство Теория: учить самостоятельно определять, какие детали нужны для создания образа.
Практика: конструирование по выбору детей «Домашние животные».
Аудиозапись А. Пахмутова «Далеко, далеко на лугу пасутся ко.», конструктор Тико, схемы «Домашние животные» по выбору детей. Умеют совмещать силуэтное и контурное изображение путем зрительно-осязательного соотнесения. Проявляют интерес в процессе конструирования.
Месяц
Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Февраль 2023
Защитники отечества. Военная техника. Путешествие по Цифрограду
Теория: закрепление числового ряда от 0-10, учить сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и цвету, находить сходства и отличия.
Практика: конструирование цифры 8. Игрушка Фея математики, доска, маркер, конструктор Тико,
Схемы цифр. Способны назвать цифры, сконструировать их из ТИКО с опорой на карточку. Мотивированы на взаимопонимание со сверстниками, проявляют настойчивость в достижении цели.
Машина
Теория: развивать навык пространственного ориентирования «влево-вправо», развивать умение анализировать фигуру, выбранную для конструирования и собирать конструкцию по образцу.
Практика: игра «Летит, едет, плывет», конструирование по схеме «Машина». Игрушка машинка, конструктор Тико, схема «Машина». Умеют сравнивать, группировать и классифицировать предметы. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками. Способны анализировать фигуру, выбранную для конструирования.
Военная техника Теория:
Выделение частей из целого. Понятия – «целое», «часть».
Военная техника: подводная.
Практика:
Конструирование большого квадрата (целого) из четырех маленьких квадратов (из частей).
Конструирование по схеме : танк.
Картинки: военная техника и кто ей управляет», конструктор Тико, схема на каждого ребенка «Танк». Умеют сооружать постройки из ТИКО самостоятельно с небольшой помощью педагога, делать выбор в подборе необходимого материала. Могут конструировать по образцу военную технику.
Путешествие на самолете Теория: Викторина «Военная техника различных родов войск».
Практика:
Конструирование по схеме «Самолет», конструирование по образцу «Ракетная установка».
Сюжетные картинки «Военная техника», конструктор Тико, схема «Самолет», образец поделки «Ракетная установка». Способны используя имеющиеся навыки ТИКО-моделирования действовать по алгоритму с опорой на схему. Способны ориентироваться в пространстве: вправо - влево.
Месяц
Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Март 2023
Цветы для мамы Цветочек для мамы
Теория: поиск и сравнение предметов пирамидальной формы в окружающем мире – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Практика: конструирование по схеме цветка. Конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы «Цветок». Ориентируются в деталях конструктора ТИКО, в их форме. Свободно общаются с педагогом и со сверстниками. С интересом изучают новые схемы конструирования.
«Откуда появляются бабочки?»
Теория: учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания. Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.
Практика: игра «Полет бабочки», конструирование «Бабочка», «Мотылек». Конструктор Тико, схемы «Бабочка», «Мотылек» на каждого ребенка. Способны определять форму геометрических фигур с помощью осязания. Понимают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.
Тико-мяч Теория : понятие и алгоритм объемного конструирования.
Практика: конструирование «Тико-мяча» по словесной инструкции и по индивидуальной схеме. Конструктор Тико, образец готовой работы, индивидуальные схемы «Тико-мяч». Способны внимательно слушать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней. Способны создавать объемные конструкции. Могут самостоятельно подобрать необходимые детали для конструирования.
Посуда для куклы: чашка и блюдце Теория: закрепление умения делать объемные конструкции, правильно соединять детали.
Практика: работа на индивидуальной карточке, конструирование по схеме «Чашка и блюдце». Коробка с куклой, детская посуда, конструктор Тико, индивидуальные карточки-схемы «Чашка и блюдце». Способны создавать объемные конструкции, соединять детали ТИКО конструктора без затруднения; называть все геометрические формы деталей конструктора.
Месяц
Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Апрель 2023
Космос Звезды и кометы
Теория: понятия: «многогранник», «грань», «ребро», «вершина», «основание».
Практика:
конструирование по образцу «Звезда», «Солнце».
Игрушка собачка Стрелка, конструктор Тико, схемы «Звезда и солнце». Умеют различать и называть геометрические фигуры: большой и маленький пятиугольники, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, конус. Способны видеть конструкцию предмета и анализировать её основные части.
Зачем нужны ракеты и звездолеты? Теория: Призмы: шестиугольная призма. Виды транспорта: воздушный транспорт.
Практика: конструирование по образцу и по собственному замыслу «Ракета», «Звездолет», «Спутник».
Тико-поделки : плоскостные «Спутник», «Ракета» и объемная «Звездолет». Применяют в конструировании полученные ранее знания. Способны самостоятельно выбрать детали ТИКО при разработке модели и осуществлении конструкторского замысла.
Космические туристы
Теория: Понятия: «многогранник», «грань», «ребро», «вершина», «основание».
Практика: конструирование по схеме «Лунатик». Картинки «Космос», «Планеты», конструктор Тико, схема «Лунатик». Способны составить простую конструкцию по памяти, по инструкции на слух. Моделируют из ТИКО конструктора на плоскости.
Птицы
Теория: Ориентирование на плоскости. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»
Практика:
Игра «Расположите фигуры в пространстве».
Конструирование по схеме плоскостная и объемная «Птицы». Загадки о птицах, конструктор Тико, индивидуальные схемы «Птица», поделка объемной птицы. Могут сравнить плоскостную и объемную конструкцию, называют их сходства и различия.
Месяц
Проблематика занятия Основные задачи работы с детьми Методическое обеспечение Результат работы по теме
Май 2023
Страна Вообразилия Птичье кафе Теория: закрепление умения видеть конструкцию объекта и определять, какие детали необходимы для создания постройки. Правильно называть геометрические фигуры конструктора.
Практика: конструирование по образцу и по замыслу «Птичье кафе».
Образцы построек, конструктор Тико. Способны рассказать об этапах своей работы, самостоятельно выбрать детали «ТИКО» - конструкции, разработать и осуществить свой собственный конструкторский замысел.
Путешествие по Африке
Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по трем – четырем свойствам.
Практическое задание:
1 часть – поиск фигур по словесному описанию.
2 часть – конструирование по контурной схеме по выбору детей «Животные Африки». Картинки «Животные Африки», конструктор Тико, индивидуальные схемы. Способны назвать животных жарких стран, дать их писание. Владеют навыками объемного моделирования по схеме. Самостоятельно подбирают детали конструктора, помогают друг другу в работе.
Наши зеленые друзья Теория: закрепление понятия «объемная» поделка.
Практика: работа на индивидуальной карточке, конструирование по схеме «Дерево».
Индивидуальные карточки-схемы «Дерево», конструктор Тико. Самостоятельно создают объемные конструкции, называют сходства и различия с плоскостными постройками, развиваются трудовые умения детей.
Цирк Теория: учить работать всей группой вместе, придумать конструкцию цирка и распределить действия каждого.
Практика: коллективное конструирование по замыслу «Цирк». Пластмассовый набор животных, мини куклы, человечки, машинки, конструктор Тико. Умеют видеть конструкцию объекта и анализировать ее части. Проявляют бережное отношение к материалам работы, аккуратно работают с деталями конструктора. Дружно работают в коллективе.