Надежда Кузякина
Методическая разработка «Программа настольного тенниса на три года обучения» для учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Программа настольного тенниса
1. Задачи
1. личностные:
формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности деятельности;
формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
формировать у учащихся стремление к самореализации;
обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
1. метапредметные – формировать у учащихся умения:
Публикация «Методическая разработка „Программа настольного тенниса на три года обучения“ для учащихся» размещена в разделах
- Виды спорта
- Теннис настольный
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации и планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.
2. образовательные (предметные):
инвариантные:
1) расширить и углубить знания учащихся:
об игровых видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности во время занятий, оказании первой помощи при травмах;
о положительном влиянии занятий физической культурой и спортом на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
2) приобщать учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, здоровому образу жизни;
3) способствовать воспитанию у учащихся моральных и волевых качеств.
специальные:
первого года обучения:
дать основы предметных знаний и учебных умений в настольном теннисе;
пробудить у учащихся интерес к игре в настольный теннис;
повысить объём двигательной активности учащихся;
познакомить с правилами проведения соревнований по настольному теннису и правилами турнирного поведения.
второго года обучения:
совершенствовать предметные знания и учебные умения в настольном теннисе;
развивать у учащихся устойчивый интерес к игре в настольный теннис;
повышать объём двигательной активности учащихся.
третьего года обучения:
1) продолжить
совершенствование предметных знаний и учебных умений в настольном теннисе;
развитие у учащихся устойчивого интереса к игре в настольный теннис;
формирование у учащихся эстетических, моральных, духовных качеств и навыков здорового образа жизни.
2) развивать такие жизненно необходимые умения, требующиеся для социальной адаптации, как заинтересованность в спортивной деятельности, умение работать в коллективе, сопереживать, радоваться за других, анализировать свою деятельность, давать ей оценку, вносить коррективы.
2. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
инвариантных:
игровые виды спорта, соревнования, снаряды и инвентарь, правила техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
положительное влияние занятий физической культурой и спортом на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
специальных:
первый год обучения:
история возникновения и развития настольного тенниса;
игровая площадка настольного тенниса, её разметка;
правила игры в настольный теннис;
технические приёмы игры в настольный теннис;
контрольные нормативы.
второй год обучения:
основные положения правил игры;
многообразие тактических вариантов игры: смена игрового ритма, длительный розыгрыш очка, перехват инициативы, запутывание игровых ситуаций, бескомпромиссная игра, программирование действий;
инструкторская и судейская практика;
контрольные нормативы.
третий год обучения:
учебные комбинации при одиночной игре;
имитационные упражнения;
технические приёмы игры: хватка, срезка, стойка, удары по мячу, накаты, подачи, подставки, подрезки, «свечи», «топ-спины» передвижения по площадке;
порядок организации и проведения командных соревнований по настольному теннису;
инструкторская и судейская практика.
предметных учебных умений:
инвариантных:
участвовать в соревнованиях, использовать снаряды и инвентарь, соблюдать правила техники безопасности во время занятий, оказывать первую помощь при травмах;
систематически заниматься физической культурой и спортом для успешного выполнения учебной и трудовой деятельности, укрепления здоровья и развития физических качеств;
специальных:
первый год обучения:
производить хватку, срезку, стойку, удары по мячу, накаты, подачи, подставки, подрезки, передвижения по площадке;
играть в парах со слабым и сильным партнёрами;
выполнять комплекс имитационных упражнений для игроков нападающего стиля, защитного стиля;
участвовать в соревнованиях разного уровня;
осуществлять анализ технических приёмов проведённых игр;
выполнять контрольные нормативы.
второй год обучения:
осуществлять подачу, первый удар, тактическое построение комбинаций;
определять сильные и слабые стороны соперника;
овладевать инициативой ведения борьбы;
выбирать наиболее эффективные, рациональные тактические варианты и комбинировать их;
менять тактические варианты – игровой ритм, длительность розыгрыша очка, перехват инициативы, запутывание игровых ситуаций, программирование действий;
составлять положение о соревнованиях;
исполнять обязанности судьи;
участвовать в соревнованиях разного уровня;
осуществлять анализ технических приёмов проведённых игр;
выполнять контрольные нормативы.
третий год обучения:
осуществлять учебные комбинации при одиночной игре;
осуществлять имитационные упражнения;
осуществлять различные игровые комбинации – смену игрового ритма, перехват инициативы, запутывание игровых действий, обманы, усыпление внимания;
выполнять упражнения для игроков нападающего и защитного стилей;
выполнять технические приёмы – хватку, срезку, стойку, удары по мячу, накаты, подачи, подставки, подрезки, «свечи», «топ-спины» передвижения по площадке;
проводить игру с сильным и слабым соперником, с изменением технических и тактических приёмов;
организовывать и проводить командные соревнования по настольному теннису;
исполнять обязанности судьи;
участвовать в соревнованиях разного уровня;
осуществлять анализ технических приёмов проведённых игр;
выполнять контрольные нормативы.
Программа предусматривает формирование у учащихся основ следующих универсальных учебных действий:
1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
3. Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы:
1. у учащихся расширятся и углубятся знания:
инвариантные:
об игровых видах спорта, снарядах и инвентаре;
о физических качествах человека (силе, быстроте, выносливости, гибкости, равновесии);
о показателях физического развития (росте и массе тела) и физической подготовленности (силе, быстроте, выносливости, равновесии, гибкости);
о положительном влиянии занятиями физической культурой и спортом на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
о правилах организации и проведения соревнований, правилах взаимодействия с игроками;
о приёмах оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
специальные:
первый год обучения:
по истории развития игры в настольный теннис;
о назначении и разметке игровой площадки настольного тенниса;
о правилах игры в настольный теннис;
о технических приёмах игры в настольный теннис;
о контрольных нормативах.
второй год обучения:
об основных положениях правил игры;
о многообразии тактических вариантов игры: смене игрового ритма, длительном розыгрыше очка, перехвате инициативы, запутывании игровых ситуаций, бескомпромиссной игре, программировании действий;
об инструкторской и судейской практике;
о контрольных нормативах.
третий год обучения:
об учебных комбинациях при одиночной игре;
об имитационных упражнениях;
о технических приёмах игры: хватка, срезке, стойке, удару по мячу, накатам, подачам, подставкам, подрезкам, «свечам», «топ-спинам» передвижениям по площадке;
о порядке организации и проведения командных соревнований по настольному теннису;
об инструкторской и судейской практике.
2. у учащихся продолжится формирование умений:
инвариантных,специальных:
первый год обучения:
производить хватку, срезку, стойку, удары по мячу, накаты, подачи, подставки, подрезки, передвижения по площадке;
играть в парах со слабым и сильным партнёрами;
выполнять комплекс имитационных упражнений для игроков нападающего стиля, защитного стиля;
участвовать в соревнованиях разного уровня;
осуществлять анализ технических приёмов проведённых игр;
выполнять контрольные нормативы.
второй год обучения:
осуществлять подачу, первый удар, тактическое построение комбинаций;
определять сильные и слабые стороны соперника;
овладевать инициативой ведения борьбы;
выбирать наиболее эффективные, рациональные тактические варианты и комбинировать их;
менять тактические варианты – игровой ритм, длительность розыгрыша очка, перехват инициативы, запутывание игровых ситуаций, программирование действий;
составлять положение о соревнованиях;
исполнять обязанности судьи;
участвовать в соревнованиях разного уровня;
осуществлять анализ технических приёмов проведённых игр;
выполнять контрольные нормативы.
третий год обучения:
осуществлять учебные комбинации при одиночной игре;
осуществлять имитационные упражнения;
осуществлять различные игровые комбинации – смену игрового ритма, перехват инициативы, запутывание игровых действий, обманы, усыпление внимания;
выполнять упражнения для игроков нападающего и защитного стилей;
выполнять технические приёмы – хватку, срезку, стойку, удары по мячу, накаты, подачи, подставки, подрезки, «свечи», «топ-спины» передвижения по площадке;
проводить игру с сильным и слабым соперником, с изменением технических и тактических приёмов;
организовывать и проводить командные соревнования по настольному теннису;
исполнять обязанности судьи;
участвовать в соревнованиях разного уровня;
осуществлять анализ технических приёмов проведённых игр;
выполнять контрольные нормативы.
3. у учащихся будет осуществляться воспитание:
моральных и волевых качеств;
стремления к систематическим занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни.
Результатом формирования универсальных учебных действий являются умения:
принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
5. Методическое обеспечение
Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными методами:
обучения – словесными, наглядными, практическими, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными;
воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;
Формами организации образовательного процесса являются индивидуально-групповые и групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия.
Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, группового, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:
самостоятельности и креативности мышления;
исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
потребности в непрерывном образовании.
Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:
моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.
Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.
Содержание учебных занятий определяется программой.
Учебное занятие должно:
быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.
Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:
создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
целесообразно расходовать время занятия;
применять разнообразные педагогические средства обучения;
осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.
Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.
Всё это способствует лучшему освоению элементов игры в настольный теннис.