Татьяна Звягина
Игры на развитие внимания для детей с нарушением зрения
▼ Скачать +Заказ
Методическая разработка для педагогов и родителей.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста с
нарушением зрения посредством игр и упражнений.
Найди пару.
Цель игры :
Публикация «Игры на развитие внимания для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
развивать зрительную память, зрительное внимание, упражнять в аккомодации, вызвать интерес к результатам игры, обогатить словарный состав обобщающими словами.
Ход игры:
предложить мелкие игрушки, расположенные по всему столу. Дети подбирают пары, называя, что это есть: стол, стул – мебель; шапка, фуражка – головной убор и т. д.
Что лишнее.
Цель игры :
способствовать развитию зрительного сосредоточения, устойчивого внимания, учить соблюдать правила игры, развивать зрительно- двигательные функции.
Ход игры:
предложить детям карточки с предметами (4-5 предмета, где один из предметов не относится к данной серии. Например, среди посуды – яблоко. Среди диких животных – одно домашнее. В этой игре можно использовать предметные игрушки, природный материал и другие атрибуты.
Веселые клоуны.
Цель игры :
развивать устойчивое внимание, тренировать сосредоточение, переключаемость внимания, укреплять зрительное внимание. Получить эмоциональный отклик, воспитывать дух соревнования.
Ход игры:
детям предложить две карточки с изображением клоунов. Клоуны похожи, но между ними есть «хитрые различия». Кто найдет больше отличий, тот победит.
Кто спрятался?
Цель игры :
развивать зрительное сосредоточение, учить распределять зрительное внимание, тренировать устойчивое внимание, укреплять бинокулярное зрение, вызвать интерес к игре.
Ход игры:
предложить игрокам зашумленные рисунки - это несколько контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Надо определить сколько предметов спряталось и назвать их. Могут быть другие варианты: в сюжетном рисунке надо найти ворон и посчитать; собрать грибы… и другие варианты.
Волшебные узоры.
Цель игры :
тренировать устойчивость внимания, способствовать длительному удержанию внимания к одному и тому же предмету, к одной деятельности, упражнять в зрительных функциях локализации и фиксации, развивать мелкую моторику, учить добиваться результата своего труда, воспитывать эстетический вкус.
Ход игры:
детям предлагают различные виды мозаики, в зависимости от диагноза: крупную при миопии и мелкую при гиперметропии, различного цвета и вида, счетные палочки, семена растений, фасоль разной величины и разного цвета и т. д. Побудить детей к выкладыванию узора, силуэта, цифры, буквы по образцу. Когда дети приобретают навык, можно предложить выкладывание по памяти. Коллективная работа воспитывает дружеские отношения, умение работать сообща.
Раз колечко, два колечко.
Цель игры :
развивать зрительно – моторные навыки, упражнять в подвижности внимания - постоянный переход взгляда от одного объекта к другому, добиваться высокой эффективности деятельности, учить находить нужную деталь из множества похожих. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Ход игры:
детям предлагается колечки, бусинки, разной величины и цвета, шнурочки, ниточки, проволока разного цвета. Ребенок собирает бусы. Побудить детей нанизывать предлагаемый материал по образцу или схеме, по заданию: на зеленую ниточку – желтые бусы, чередовать размер бусинок и колечек. Проанализировать детское творчество при самостоятельном выполнении работы.
Умные клеточки.
Цель игры :
учить ориентироваться на микроплоскости, видеть контуры клеточки, развивать умение работать с ними, тренировать произвольное зрительное внимание, зрительное сосредоточение, бинокулярное зрение.
Ход игры:
вначале необходимо детей познакомить с клеточкой, побудить интерес к игре с клеточкой: показать какие орнаменты и рисунки можно сделать с помощью клеточек. В начале дается лист в крупную клеточку. Когда дети научатся работать с клеточками можно предлагать работать на листе с мелкими клеточками. После обводки, прорисовывания, закрашивания клеточек можно работать по образцу. Даем для рисования: орнамент или замкнутую фигуру. Создавать узоры можно с помощью простого карандаша, цветных карандашей. Детям с ослабленным зрением рекомендовать фломастеры. Очень интересно проходят диктанты по клеточкам. Анализ детьми таких работ развивает бинокулярное зрение.
Лабиринты.
Цель игры :
развивать глазодвигательные функции зрения, умение удерживать взгляд на определенном пути, прослеживать путь взором, развивать бинокулярное зрение, одновременно показывая путь двумя руками: пальцем или карандашом.
Ход игры:
предложить лабиринты различной конфигурации. Горизонтальные и вертикальные - предлагать в соответствии с диагнозом.
Волшебники.
Цель игры :
тренировать устойчивость внимания,
способствовать развитию зрительного внимания, сообразительности - с целью укрепления и развития мышц глаз, совершенствовать зрительно – моторные навыки, закрепить название геометрических фигур.
Ход игры:
дети рассматривают рисунки с изображением геометрических фигур. Фигур на одном листе может быть разное количество и разный набор. Например, одни круги, одни квадраты или все разные геометрические фигуры. Дети превращают геометрические фигуры в животных, птиц, в разные предметы. Например, круг - подрисовывают циферблат, овалу плавники, хвостик….
Потерявшиеся рисунки.
Цель игры :
активировать зрительные функции фиксации и локализации, учить выполнять практические действия в соответствии с указаниями, координировать глазомоторные действия.
Ход игры:
детям даются рисунки с замаскированными (заслоненными, неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Рисунки в контурном изображении, по точкам, штрих пунктирам в зависимости от возраста, диагноза, способностей детей. Участники, называют предметы и выделяют их разным цветом, обводя по контуру.
Найди, что попрошу.
Цель игры :
тренировать переключаемость внимания, быстрой ориентировке в сложной ситуации, способствовать аккомодации и дивергенции зрительных функций, упражнять зрительную память, развивая когнитивные способности.
Ход игры:
Дети зрительно обследуют комнату. Отвернувшись называют деревянные, стеклянные, металлические предметы, предметные игрушки, технику, или по цвету – все зеленое… Можно использовать вариант, где надо осмотреть комнату и назвать, как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "М", "Р", "С". За каждый правильно названный предмет - фишка. Победитель с большим количеством фишек.
Дорисуй.
Цель игры :
развивать зрительное внимание, бинокулярное зрение, когнитивные способности, тренировать сопряженное действие глаз и руки.
Ход игры:
Предложить рассмотреть изображения и определить какие части рисунка отсутствуют. Дорисовывают рисунки на скорость. При оценке работ учитывается аккуратность, правильный подбор цвета и точность линий.
Для детей младшего возраста и со сложным диагнозом подобрать рисунки с более видимыми недостатками, а для детей старшего возраста недостающие части должны быть более мелкими и не очень видимыми. Примеры: дом без двери, собака без хвоста и бабочка без хоботка, чашка без ручки.
Выбери правильно.
Цель игры :
развивать зрительные функции фиксации и локализации, учить способности удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, при одновременном выполнении действий с ними, развивать устойчивое внимание, бинокулярное зрение.
Ход игры:
предложить мелкие игрушки разной тематики, разложить карточки в несколько рядов, где изображены знакомые предметы или геометрические фигуры разные по величине и цвету. Нужно выбрать по заданию. Например, все треугольники, только матрешки, все красное.
Кто вперед.
Цель игры :
совершенствовать зрительное внимание, зрительное сосредоточение, активизировать зрительные функции, вызвать соревновательный дух, учить играть по правилам.
Ход игры:
предложить листы с текстом, размер шрифта текста подбирать по возрасту и диагнозу, так же в соответствии с диагнозом использовать горизонтальную (при расходящемся косоглазии) или вертикальную (при сходящемся косоглазии) поверхность. Задание: найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву «р», цифру «5». Победитель первым выбирает следующую игру.
Запоминай - ка.
Цель игры :
предложить рассмотреть сюжетную картину и запомнить все детали. Задать вопросы по этой картинке, ребенок должен ответить на них.
Ход игры:
Предложить детям рассмотреть картину с сюжетным изображением. Дети, убрав картину, отвечают на вопросы по ее содержанию. Кто больше назовет деталей, тот победитель и становится ведущим.