МААМ-картинки

Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста

Наталья Невердовская
Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Публикация «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли

Дидактические игры для дошкольников должны :

1) развивать у малышей познавательные процессы – любознательность и осмысление взаимосвязи простых явлений;

2) осуществлять сенсорное воспитание (педагог использует дидактические игры для развития воображения, мышления, памяти, речи, для расширения и закрепления у детей представлений об окружающем мире).

Дидактические игры для дошкольников должны соответствовать следующим требованиям:

1) Дидактические игры базируются на хорошо знакомых детям играх.

2) Каждая игра обязана содержать элемент новизны.

3) Игра – не урок, нельзя навязывать малышам игру, даже если она кажется полезной. Педагог должен активно включаться в игру, показывая свою заинтересованность.

4) Игра используется и как средство диагностики. Поэтому нельзя использовать дисциплинарные меры к дошкольникам, нарушившим игровую атмосферу или правила игры.

Дидактические игры для дошкольников должны быть доступными и в тоже время требовать некоторого напряжения сил, содействовать их развитию. Характерной особенностью игр является то, что созданные с целью воспитания и обучения малышей, они при этом остаются играми. Именно игровая ситуация привлекает в них детей, а играя, дошкольники решают дидактические задачи.

Дидактическая игра состоит из нескольких элементов:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- содержание;

- правила.

Главный элемент игры, тесно связанный с программой занятий - дидактическая задача. Остальные элементы подчиняются дидактической задаче, обеспечивая ее выполнение. Одни и те же игры, предлагаемые дошкольникам, отличаются воспитательно-образовательными задачами, содержанием и уровнем сложности. Большая роль в дидактических играх отводится правилам. Правила указывают, какие действия должен производить каждый ребенок. Они помогают сформировать у дошкольников способности торможения, развивают умение управлять своим поведением. Зачастую малышам трудно соблюдать очередь, им всегда хочется быть первыми. Желание играть подводит детей к умению сдерживаться и подчиняться установленным правилам игры. Игровое действие – то, что занимает и привлекает малышей в дидактической игре. Оно стимулирует активность детей, повышает произвольное внимание, создает предпосылки к более глубокому овладению ЗУН.

В практике дошкольного воспитания дидактические игры классифицируются на:

1) словесные;

2) с предметами и игрушками;

3) настольно-печатные.

Каждой возрастной группе соответствуют определенные дидактические игры, призванные помочь педагогу использовать потребность в игре дошкольников для решения поставленных образовательных задач.

Дидактические игры с предметами и игрушками

В качестве обучающих материалов используются реальные предметы и игрушки (орудия труда, предметы обихода, объекты природы (фрукты и овощи, семена и листья, шишки). Данный вид дидактической игры помогает решать образовательно-воспитательные задачи: расширять знания малышей, формировать мыслительные операции (сравнение, различие, анализ и синтез, классификация, обобщение, совершенствовать речь (называть предметы и их качества, действия с предметами, описывать их и отгадывать загадки, развивать произвольность памяти, поведения и внимания.

Настольно-печатные дидактические игры

К ним относятся игры, в основе которых находится парность картинок, подбираемых по похожести (выбрать из множества пару одинаковых картинок – две варежки и т. д.). В разных возрастных группах эта задача усложняется. В лото детям необходимо подобрать картинки на маленьких карточках тождественные картинкам на большой карте. Примеры лото для дошкольников : «Цветут цветы», «Зоологическое лото», «Сказки», «Мы считаем». В домино тот же принцип реализуется путем подбора карточек с соблюдением очередности хода: «Герои мультфильмов», «Геометрические фигуры», «Игрушки», «Ягоды».

Словесные дидактические игры

Проводятся в основном с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, т. к. процесс решения дидактической задачи осуществляется на основе представлений детей, без опоры на наглядный материал. Кроме речевого развития и развития слухового внимания в словесных играх создается положительный эмоциональный настрой, улучшаются мыслительные операции, формируются быстрота реакции и умение понимать юмор. В большинстве своем это народные игры, потешки, загадки, прибаутки и перевертыши.

Дидактические игры для дошкольников – незаменимое средство обучения, которое таит в себе большие возможности воспитания и воздействия на детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Дидактическая игра по сенсорике «Цвет, форма, величина» для детей раннего возрастаДидактическая игра по сенсорике «Цвет, форма, величина» для детей раннего возраста Я работаю с детьми раннего возраста. Дети нашей группы очень веселые, дружные, любознательные и умные. Чтобы разнообразить их деятельность,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2022 в 21:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Невердовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД