Наталья Невердовская
Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры в детстве являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых, которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и естественно для своего возраста.
Публикация «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли
Дидактические игры для дошкольников должны :
1) развивать у малышей познавательные процессы – любознательность и осмысление взаимосвязи простых явлений;
2) осуществлять сенсорное воспитание (педагог использует дидактические игры для развития воображения, мышления, памяти, речи, для расширения и закрепления у детей представлений об окружающем мире).
Дидактические игры для дошкольников должны соответствовать следующим требованиям:
1) Дидактические игры базируются на хорошо знакомых детям играх.
2) Каждая игра обязана содержать элемент новизны.
3) Игра – не урок, нельзя навязывать малышам игру, даже если она кажется полезной. Педагог должен активно включаться в игру, показывая свою заинтересованность.
4) Игра используется и как средство диагностики. Поэтому нельзя использовать дисциплинарные меры к дошкольникам, нарушившим игровую атмосферу или правила игры.
Дидактические игры для дошкольников должны быть доступными и в тоже время требовать некоторого напряжения сил, содействовать их развитию. Характерной особенностью игр является то, что созданные с целью воспитания и обучения малышей, они при этом остаются играми. Именно игровая ситуация привлекает в них детей, а играя, дошкольники решают дидактические задачи.
Дидактическая игра состоит из нескольких элементов:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- содержание;
- правила.
Главный элемент игры, тесно связанный с программой занятий - дидактическая задача. Остальные элементы подчиняются дидактической задаче, обеспечивая ее выполнение. Одни и те же игры, предлагаемые дошкольникам, отличаются воспитательно-образовательными задачами, содержанием и уровнем сложности. Большая роль в дидактических играх отводится правилам. Правила указывают, какие действия должен производить каждый ребенок. Они помогают сформировать у дошкольников способности торможения, развивают умение управлять своим поведением. Зачастую малышам трудно соблюдать очередь, им всегда хочется быть первыми. Желание играть подводит детей к умению сдерживаться и подчиняться установленным правилам игры. Игровое действие – то, что занимает и привлекает малышей в дидактической игре. Оно стимулирует активность детей, повышает произвольное внимание, создает предпосылки к более глубокому овладению ЗУН.
В практике дошкольного воспитания дидактические игры классифицируются на:
1) словесные;
2) с предметами и игрушками;
3) настольно-печатные.
Каждой возрастной группе соответствуют определенные дидактические игры, призванные помочь педагогу использовать потребность в игре дошкольников для решения поставленных образовательных задач.
Дидактические игры с предметами и игрушками
В качестве обучающих материалов используются реальные предметы и игрушки (орудия труда, предметы обихода, объекты природы (фрукты и овощи, семена и листья, шишки). Данный вид дидактической игры помогает решать образовательно-воспитательные задачи: расширять знания малышей, формировать мыслительные операции (сравнение, различие, анализ и синтез, классификация, обобщение, совершенствовать речь (называть предметы и их качества, действия с предметами, описывать их и отгадывать загадки, развивать произвольность памяти, поведения и внимания.
Настольно-печатные дидактические игры
К ним относятся игры, в основе которых находится парность картинок, подбираемых по похожести (выбрать из множества пару одинаковых картинок – две варежки и т. д.). В разных возрастных группах эта задача усложняется. В лото детям необходимо подобрать картинки на маленьких карточках тождественные картинкам на большой карте. Примеры лото для дошкольников : «Цветут цветы», «Зоологическое лото», «Сказки», «Мы считаем». В домино тот же принцип реализуется путем подбора карточек с соблюдением очередности хода: «Герои мультфильмов», «Геометрические фигуры», «Игрушки», «Ягоды».
Словесные дидактические игры
Проводятся в основном с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, т. к. процесс решения дидактической задачи осуществляется на основе представлений детей, без опоры на наглядный материал. Кроме речевого развития и развития слухового внимания в словесных играх создается положительный эмоциональный настрой, улучшаются мыслительные операции, формируются быстрота реакции и умение понимать юмор. В большинстве своем это народные игры, потешки, загадки, прибаутки и перевертыши.
Дидактические игры для дошкольников – незаменимое средство обучения, которое таит в себе большие возможности воспитания и воздействия на детей.