Мария Митрачкова
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-дефектолога за два учебных года
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы
учителя-дефектолога (олигофренопедагога) Митрачковой М. В.
за 2017-2018; 2018-2019 учебные годы
В 2017-2018 учебном году учителем-дефектологом Митрачковой М. В. была оказана коррекционная помощь 14 детям с ОВЗ:
• с ЗПР – 9 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;
• с Интеллектуальными нарушениями (легкими) - 5 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Публикация «Аналитическая справка о результатах коррекционной работы учителя-дефектолога за два учебных года» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
В 2018-2019 учебном году учителем-дефектологом Митрачковой М. В. была оказана коррекционная помощь 15 детям с ОВЗ:
• с ЗПР – 11 детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет;
• с Интеллектуальными нарушениями (легкими) - 4 ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Система коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в ГБДОУ детский сад № 83 строится в условиях инклюзивной практики, в соответствии рекомендациями ТМПМК (для каждого ребенка с ОВЗ) и содержанием Основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 83. Кроме того, по результатам первичной психолого-педагогической диагностики (обследования) учитель-дефектолог пишет индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ.
Инклюзивным или включающим, называют совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, с их нормативно-развивающимися сверстниками.
Вся коррекционная работа строится с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, при тесном взаимодействии всех специалистов коррекционно-развивающего обучения : учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также воспитателей групп комбинированной направленности, музыкальных руководителей и инструктора по физической культуре.
Тесное взаимодействие всех педагогов образовательного учреждения обеспечивается систематической работой ПМПк (консилиума) ГБДОУ детский сад № 83.
Кроме того, всеми педагогами ГБДОУ детский сад № 83 ведется психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ, целью которого является: повышение педагогической компетенции родителей, помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, а также привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане формирования единых подходов воспитания и обучения детей.
Таким образом, преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии дошкольников с ОВЗ происходят в системе коррекционно-развивающего обучения.
Индивидуальные комбинированные занятия учителя-дефектолога проводятся с каждым ребенком 3 раза в неделю, по 10 - 15 – 20 – 25 – 30 минут, время каждого занятия зависит от возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13) и индивидуальных возможностей каждого из детей.
Комбинированное занятие – это сочетание различных видов деятельности и нескольких дидактических задач в одном занятии, например, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики и первоначальных графических навыков (в различных сочетаниях, в соответствии с содержанием Рабочей программы учителя-дефектолога.
Рабочая программа строится с учетом содержания Основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ ГБДОУ детский сад № 83, обязательно учитывает результаты первичной психолого-педагогической диагностики (обследования) детей с ОВЗ, индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, а также рекомендации учебно-методических пособий по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ - диагностика нарушенного развития, проводится учителем-дефектологом два раза в год (первичная – сентябрь и итоговая – май) и определяет направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности, возможный уровень образования, указывает основные направления коррекционно-развивающего обучения, то есть психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной прогностической и включает в себя три этапа:
Первый этап получил название скрининг (от англ. - просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины;
Второй этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа - определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка;
Третий этап - феноменологический. Его цель - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатывается стратегия индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
Все данные, полученные в ходе психолого - педагогической диагностики заносятся в Протоколы обследования и оцениваются по 4-х бальной шкале, с целью определения динамики развития при соотнесении показателей в начале и в конце учебного года.
Протоколы обследования составляются учителем-дефектологом в соответствии с содержанием психолого-педагогической диагностики для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста (см. перечень методической литературы по теме в Таблице 1).
Выполнение всех заданий ребенком, оценивается по четырех бальной шкале, с учетом содержания и качества деятельности ребенка:
1 балл - ребенок, после обучения, с помощью педагога, не может выполнить задание, ответить на вопрос, отказывается от выполнения задания и др., задание недоступно – (навык не сформирован) – низкий уровень
2 балла - ребенок, после обучения, с помощью педагога, правильно выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык в стадии формирования) – низкий уровень
3 балла – ребенок с помощью педагога, выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык недостаточно сформирован) – средний уровень
4 балла - ребенок самостоятельно, правильно выполняет задание, отвечает на вопрос и др. – (навык сформирован) – высокий уровень.
Основной критерий оценки – правильность и степень самостоятельности выполнения задания ребенком, умение принимать и использовать помощь педагога.
Данная шкала оценок позволяет учителю-дефектологу учитывать принцип динамического характера педагогической диагностики - выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка (по Л. С. Выготскому)
Все оценки (баллы) заносятся в Протоколы обследования и рассчитываются математически (пропорцией) в процентах, по всей группе детей в целом, затем, выстраиваются Диаграммы на начало и конец года.
Положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ОВЗ наглядно представлена в Таблице 2. и Таблице 3.