Арсенченкова Лариса
Методическая разработка «Активизация сенсомоторного развития детей на физкультурных занятиях«
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Активизация сенсомоторного развития детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях средствами инновационных педагогических технологий».
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цели и задачи
3. Система работы по активизации сенсомоторного развития
4. Оборудование для сенсомоторного развития детей дошкольного возраста
Публикация «Методическая разработка „Активизация сенсомоторного развития детей на физкультурных занятиях„» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
5. Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста
«Двигаясь, творя, действуя и развиваясь,
Человек сам заводит часы своей жизни»
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, педагоги и родители повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития.
Все хорошо знают, чтобы стать сильным, надо много тренироваться, так как мышцы человека развиваются только в движении. Меньше люди задумываются о том, что мозг ребёнка, растёт и развивается, только тогда, когда он функционирует, работает, а значит и развивается не только при мыслительной деятельности: чтении, проведении математических операций, занятий наукой, но при выполнении любого физического движения: рукой, ногой, пальцами. Более того, высокоразвитый интеллект берёт своё начало именно в человеческой подвижности. Человека создало движение.
Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.
Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой, это целостная всесторонне развитая личность.
Совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций — эмоций, восприятия, памяти. Сенсомоторное развитие создает потенциал для развития двигательной и познавательной деятельности ребенка. А основные сенсомоторные координации (зрительно-моторная, слухомоторная, вестибулярно-ритмическая) являются базовыми развивающими техниками и решают не только задачи развития опорно-двигательного аппарата, но и задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка.
Процесс развития интеллекта, согласно Ж. Пиаже, состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трё х основных структур: сенсомоторные структуры (0–2 года, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций (2–12 лет) - это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций (12–14
В дошкольном возрасте необходима постоянная активизация сенсомоторного развития во всех видах деятельности, в частности и в организованной физкультурной деятельности. Это обеспечит участие высших психических функций в процессе овладения двигательными действиями, оказывая положительное влияние и на умственное развитие ребёнка.
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие считается базовым для успешного освоения многими видами деятельности, в частности физкультурно-оздоровительной.
Итак, актуальность проблемы определяется противоречиями между:
• наличие теоретических физиологических и психологических исследований по проблемам развития интеллекта ребенка и отсутствием инновационного методического и материально-технического обеспечения сенсомоторного развития в условиях дошкольного учреждения.
Вышеупомянутое противоречие позволили сформулировать проблему работы – необходимость совершенствования методики проведения организованной физкультурной деятельности детей дошкольного возраста, содействующей активизации сенсомоторного развития.
1.2. Цели и задачи.
Постановка проблемы определила тему работы:
«Активизация сенсомоторного развития детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях средствами инновационных педагогических технологий».
Цель. Активизация сенсомоторного развития детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях средствами инновационных педагогических технологий.
Задачи.
• развивать физические навыков и умения, способствовать укреплению и оздоровлению систем организма и опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста;
• развивать воображение, фантазию, двигательное творчество, способствовать развитию качеств творческой личности;
• развивать потребность в познавательной активности, умение развивать и доказывать свою точку зрения.
• применять комплекс методических приемов, обеспечивающих активизацию развития сенсомоторики на физкультурных занятиях, и как результат – развитие двигательного интеллекта ребенка.
3. Система работы по активизации сенсомоторного развития включает в себя :
• метод сенсорной интеграции
• неспецифические для физкультурных занятий методики (музыкатерапия, цветотерапия, самомассаж, логоритмика)
• сенсорные эталоны
• элементы развивающего обучения (ТРИЗ)
Сенсорная интеграция - процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус, затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.
Сенсорные эталоны это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звука, длительности промежутков времени и т. п. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливаются и обозначаются соответствующие свойства и отношения.
Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления – Теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения, а внедрение любой технологии предполагает ее системное использование во всех направлениях развития воспитанников, в том числе и физическом.
4. Оборудование для сенсомоторного развития детей дошкольного возраста
Для проведения комплексов ОРУ, физкультурных занятий и игр используется не только стандартное спортивное оборудование основных цветов: обручи, мячи, кегли, дуги для подлезания, канаты разной толщины, мешочки с песком, но и нетрадиционное физкультурное оборудование : сенсорные мячи, массажные мячи, мягкие модули, батуты, медболы, нейроскакалки, гимнастические бревна, дидактический материал, звуковые дорожки.
Оборудование имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей : размер, цвет, упругость, что приводит к совместной работе двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональные состояния детей. Использование разнообразного оборудования придает эмоциональную окраску физкультурным занятиям. Дети лучше усваивают предложенные знания и умения и насыщают ими самостоятельную двигательную деятельность.
Таблица 1. Оборудование, материалы и назначение
№ Оборудование Материалы и размеры Назначение
1 Многофункциональный модуль «Умная полянка» Круг 3 метра в диаметре из плотного полиэстера нейтрального цвета. По краю круга расположены -разноцветные круги для ходьбы разными способами: носками внутрь, носками врозь, приставным шагом
- круги, треугольники, квадраты основных цветов Сенсорнодвигательные игры и игровые задания:
«Найди свой цвет»
«Пройди правильно»
«Заколдованная полянка»
«Найди свою геометрическую фигуру»
«Бабочка и цветок»
«Найди свой домик» и т. д.
2 Многофункциональный модуль «Мозговой штурм» Игровое поле (70см на 100см, высотой 10 см) с кругами основных цветов с нарисованными на них цифрами от 0 до 10, круги соединены между собой белыми квадратами; квадраты одноцветные и двухцветные, по количеству нанесенных на игровое поле. Сенсорнодвигательные игровые задания, игры и игры с элементами эстафет:
«Мозговой штурм»
«Поле чудес»
«Заколдованный дом»
и т. д.
3 Многофункциональный модуль «Парашют» Круг 3 метра в диаметре из полиэстера основных цветов, разделенный на 8 секторов. Сенсорнодвигательные игры и игровые задания:
«Рыбка плыви»
«Подводный дом»
«Зайчики и лисички»
«Веселые зверята» и т. д.
4 Мягкие модули «Бревнышки» Бревнышки основных цветов - разного размера: 60см на 10 см, 70 см на 20 см, 80 см на 15 см, 2м на 30 см. Сенсорнодвигательные игры и игровые задания:
«Ловкие прыгуны», «Пробеги и не задень», «Веселые зверушки» и т. д.
5 Мягкие модули «Квадратики» Плоскостные квадраты основных цветов со сторонами 30 см. На одной стороне квадрата цифра, на другой изображение овоща или фрукта Сенсорнодвигательные игровые задания, игры-эстафеты: «Овощи, фрукты – полезные продукты», «Собери цифровой ряд», «Что растет на грядке?», «Что растет на дереве?» и т. д.
6 Игра-ходилка напольная «Путешествие по стране Веселяндии» Игровое поле - квадрат зеленого цвета со сторонами 1, 3 метра на плотной клеенчатой основе, 2 фишки, 1 кубик. Сенсорнодвигательные игровые задания, игры со словами и музыкальным сопровождением:
«У оленя дом большой», «Гусеница» и т. д.
8 Медболы «Смешарики» Набивные мячи из дермантина, оформленные в виде Смешариков, плоскостные круги, раскрашенные в цвета Смешариков Сенсорнодвигательные игровые задания, игры со словами и музыкальным сопровождением (песни и музыка из мультипликационных фильмов «Смешарики») :
«Найди дом для Смешарика», «Помогатор»и т. д.
Мягкие модули
Многофункциональный модуль «Умная полянка»
Игра-ходилка «Путешествие по стране Веселяндия»
Многофункциональный модуль «Мозговой штурм»
Таким образом, в результате реализации комплекса, разработанных методических приемов, активизирующих сенсомоторное развитие на физкультурных занятиях у детей отмечалась положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики, в развитии двигательных умений и физических качеств, координационных способностей и способствовало формированию двигательного интеллекта.
Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.
5. Картотека сенсорно-двигательных игр для детей дошкольного возраста
(Методы и приемы, обеспечивающих активизацию развития сенсомоторики на физкультурных занятиях.)
Метод морфологического анализа.
Цель: обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.
1. Классификация по одному признаку - цвету.
Игра "Цветные автомобили"
Оборудование. Обручи малые красного и зеленого цвета по количеству детей – автомобили. Обручи большие красного и зеленого цвета (2-4-6 штук – гаражи).
Ход игры.
На полу спортивного зала в отдалении друг от друга находятся большие обручи красного и зеленого цвета – гаражи. Детям предлагается взять в руки обруч зеленого или красного цвета и превратиться в автомобиль – красный или зеленый.
В руки руль скорей бери Дети крутят обруч влево-вправо
Да моторчик заводи. Дети произносят звук р-р-р
Накачаем дружно шины Дети поочередно топают ногами
И поехали машины! Дети разбегаются в стороны
Под веселую музыку дети двигаются по залу. Как только музыка заканчивается, стараются встать в круг соответствующий цвету обруча, находящегося у них в руках. Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж.
Игра "Найди свой домик"
Оборудование. Плоскостные листочки (цветы, фигурки животных разного цвета.)
Ход игры.
На груди у детей разные листочки разного цвета. Пока звучит музыка, дети гуляют по своим улицам (красные листочки по красной улице) По окончанию музыки каждый занимает свой домик. Можно провести аналогичную игру, заменив листья на цветы или животных. Например: Звучит музыка. Садовые цветы гуляют в саду, лесные – в лесу, луговые - на лугу. По окончании музыки все занимают свои домики.
Игра "Разноцветный куб"
Оборудование. Поролоновый куб, обтянутый тканью (со сторонами основных цветов, цветные крышечки, пластмассовые шарики, мягкие игрушки, кубики и т. д. основных цветов.
Ход игры.
На полу спортивного зала разложены крышечки, пластмассовые шарики и кубики, небольшие игрушки основных цветов.
Водящий подбрасывает куб со словами
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем кубик мы бросать!
Красный, желтый, голубой!
Выбирай предмет такой!
Подбрасывает куб в воздух, какой цвет сверху у кубика, такого цвета нужно собрать как можно больше предметов.
Игра «Рыбка плыви!»
Оборудование. Многофункциональный модуль «Парашют».
Ход игры.
Дети становятся вокруг парашюта, берутся за его лямки и произнося следующие слова «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три желтая (красная) рыбка плыви!». После произнесения этих слов дети стоящие напротив желтого (красного) сектора должны пробежать под парашютом чтобы как можно быстрее занять противоположное.
Игра «Солнечные лучики»
Оборудование. 2 (или более, по числу команд) желтых обруча; разноцветные ленты (основных цветов, 2 тунеля.
Ход игры.
В одном конце зала расположены тунели, с ленточками основных цветов, в другом обручи желтого цвета.
Воспитатель:
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно.
Стало заиньке темно.
А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Чтобы выручить краденое солнце, надо не боясь нырнуть в темный тунель, взять там желтую ленточку, добежать до желтого обруча (краденого солнца) и вернуть ему лучик.
Побеждает команда, вернувшая солнцу все желтые лучики.
2. Классификация по двум признакам - цвету и форме.
Игра «В осеннем лесу»
Оборудование. Плоскостные листья холодных и теплых тонов, мягкий модуль «Бревно» - 1 шт., мягкие кубы или конусы – 6 шт.
Ход игры.
На полу спортивного зала разложены плоскостные листья холодных и теплых тонов, под плавную музыку дети двигаются по залу.
Когда музыка заканчивается, берут в руки листок и превращаются
В лисицу (листок холодного цвета) и в ежа (листок теплого цвета).
Лисицам нужно пройти по мостику (мягкий модуль «Бревно», перекладывая листок из одной руки в другую под коленом, над головой или впереди и за спиной.
Ежикам проползти на ладонях и коленях между пенечками (мягкие кубы или конусы).
Игра-эстафета «Заколдованные круги»
Оборудование. Два игровых поля с кругами основных цветов, соединенных между собой белыми квадратами (меньшего размера, два набора квадратов соответствующим цветам кругов находящихся рядом.
Ход игры.
Дети делятся на две команды. Перед каждой командой находится набор из 10 квадратов основных цветов. В отдалении (на другом конце зала два мягких модуля «Заколдованные круги». Дети по очереди с квадратом в добегают до модуля и стараются «расколдовать все круги» на своем мягком модуле.
Например, если рядом находятся два желтых круга, соединенных между собой белым квадратом, то детям нужно наложить на белый квадрат - квадрат желтого цвета и круги будут «расколдованы» так как белый квадрат исчезнет.
Игра-эстафета «Разноцветные обручи»
Оборудование: парашют, 4 красных обруча, 4 синих обруча.
Ход игры.
На каждом секторе парашюта лежат обручи: синие для одной команды, красные для другой. Участники команд, по очереди подбегают к обручам, пролезают в каждый обруч снизу, опуская их на место, и возвращаются к своей команде.
Игра-эстафета «Смешарику домик найди»
Оборудование: 10 набивных мячей «Смешарики», 10 плоскостных кругов.
Ход игры.
На ковре в две полосы разложены плоскостные круги, раскрашенные в цвета Смешариков (розовый – Нюша, голубой – Крош и т. д.) расстояние между полосами 2,5 – 2 метра, расстояние между кругами 30 см. Команды строятся в начале каждой полосы, рядом с ними расставлены Смешарики. По сигналу «Раз, два, три – каждому Смешарику свой домик найди» игроки команд стараются поместить набивной мяч «Смешарика» на плоскостной круг соответствующего цвета. Набивные круги можно расположить на другой стороне зала. Побеждает команда, правильно выполнившая задание, то есть нашедшая каждому Смешарику его домик.
Метод системного подхода.
Цель: рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта составные части, место функционирования, объект в прошлом или будущем.
Пример – «Мяч» :
- функциональное назначение мяча: прыгать, отбивать от пола, бросать друг другу;
- составные части: может состоять из резины и воздуха, может быть сшит и наполнен чем-либо;
- место функционирования: спортивный зал, улица, тренажерный зал;
- объект в прошлом или будущем: был кусочком резины (из него сделали мяч, станет любимой игрушкой.
Синектика (аналогия) позволяет формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.
Виды аналогий:
а) личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем как воробушки);
б) прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки, прыгаем как воробушки;
в) символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: воробушек - нахохлился воробушек - несмышленыш воробушек - задиристый и т. д. ;
г) сравнение объекта с чем-либо (нахохлился и стал как комочек; задиристый как петушки т. д.);
д) преобразование - попал в волшебную страну и стал говорить, танцевать; или отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.
Методы типового фантазирования
Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, уметь это показать с помощью движений и эмоций; развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.
Игра "Наоборотики"
Ход игры.
Волшебник Наоборот дает задание детям выполнить определенные действие, движение – они должны выполнить анти - действие, анти - движение:
Ускорить ходьбу - замедлить ход;
Наклон вправо - наклониться влево;
Ходьба вперед - ходьба вперед спиной и т. д.
Игра «Бусы»
Оборудование. «Волшебная палочка», магнитофон,
Ход игры
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель. Оборвалась ниточка, рассыпались бусинки (бусинки - ребята). Дети разбегаются в разные стороны под музыку.
Волшебник Объединяй взмахнул волшебной палочкой и получились бусы (дети встают в круг, взявшись за руки по окончании музыки).
Игру можно усложнить предложив детям держаться за руки – перекрестно (каждый ребенок должен скрестить руки и таким образом взяться за руки другого ребенка). Вариант 2.
Вариант 3. Стоя в кругу, дети берутся не за кисти рук, а по руки, согнув их в локтях.
Вариант 4. Кладут руки друг другу на плечи и т. д.
Данные варианты игры можно использовать в качестве завершения физкультурного занятия в виде подвижных игр, в процессе индивидуальной работы, на прогулке.
Игра "Собери мяч"
Оборудование. Обручи (малые) основных цветов, наборы пластмассовых шариков основных цветов.
Ход игры. Дробление и объединение.
На полу спортивного зала разложены обручи основных цветов и рассыпаны наборы пластиковых шариков красного, желтого, синего, зеленого цветов.
Лопнули мячи или Волшебник Дроби разделил их на маленькие частички и разбросал по всему залу, а Волшебник Объединяй собрал мячи в единое целое, чтобы получились целые мячи.
Под веселую музыку, дети кладут пластмассовый мяч в обруч похожий по цвету, до тех пор пока обруч не заполнится мячами полностью.
Игры «Увеличение-Уменьшение»
Ход игры. Увеличение.
Вариант 1. Волшебник Большого Размера увеличил мышек (как образец можно использовать подвижную игру «Кот и мыши»). Мыши стали сильные, быстрее бегают, больше сыра наберут, испугают своим видом (размером) кота, но не смогут залезть в свою норку, пробежать тихо, незаметно. Дети играют в подвижную игру с применением полученного опыта игры «Хорошо-плохо» : мышки большие - кот должен убегать, а мыши догонять и наоборот, если вырастет кот, мышкам некуда станет прятаться, они не помещаются в норку.
Вариант 2. Волшебник Большого Размера увеличил только ноги спортсменам (зверям) и зашагали, побежали они широким шагом, свободно перешагивая через ручейки, дальше стали прыгать: при помощи этого метода отрабатывалась ходьба широким шагом, дети более заинтересованно принимали участие в упражнении и старались выполнить его лучше.
Ход игры. Уменьшение.
Вариант 1. Был большой мяч - Волшебник Маленького Размера уменьшил его. Большой мяч подбрасывали двумя руками, а маленький мяч можно подбрасывать одной рукой и ловить одной рукой, перебрасывать с одной руки на другую, зажать в руке.
Вариант 2. Был мостик длинный и широкий, можно было быстро пройти, пробежать. Волшебник Маленького Размера прикоснулся к нему и стал вдруг мостик длинный, но узкий. По такому мостику нужно идти очень осторожно, не теряя равновесия.