Получи документы

Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей

Алексеенко Галина Михайловна
Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей

"Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей".

В данной методической разработке представлены методы и приёмы нетрадиционных техник изображения по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей» размещена в разделах

Методическая разработка может быть полезна для педагогов, руководителей изостудий, творческих кружков и объединений. Описанные нетрадиционные техники изображения применимы для занятий по рисованию с детьми 5 – 7 лет.

Содержание

Введение….

1. Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка….

2. Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения и методика их проведения….

3. Методы и приёмы нетрадиционных техник изображения…

Заключение…

Литература…

Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым влечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в процессе образовательной деятельности привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, пришла к выводу, что использование на образовательной деятельности по художественному творчеству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

учит детей свободно выражать свой замысел;

побуждает детей к творческим поискам и решениям;

учит детей работать с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;

развивает мелкую моторику рук;

развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;

во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Цель методической разработки: использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

1. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.

3. Оказать методическую помощь педагогам по использованию нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

1. Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка.

Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на развитие образного мышления, внимания, творческих способностей и личности ребенка в целом.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное

привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так М. И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.

Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки.

Педагоги, в силу своей занятости редко используют нетрадиционные техники. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку именно поэтому нетрадиционная методика очень привлекательна детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.

Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

2. Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения и методика их проведения.

Важной особенностью занятий с использованием нетрадиционных техник изображения является творческая самостоятельность детей. Воспитатель не должен вторгаться в работу ребёнка, в его творчество. Такая работа хорошо помогает развивать художественное творчество дошкольников, проявлять им свою индивидуальность, что и является важнейшей задачей занятий по рисованию.

Важно отметить, что в структуру занятий входят:

1. Организационный момент

2. Основная часть.

З. Практическая часть.

4. Самостоятельная работа детей

5. Анализ детских работ

1. Организационный момент.

- Создание интереса (вступительная беседа воспитателя, сообщение темы, приёмов, с которыми дети будут работать; создание проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты).

Прекрасной мотивацией для выполнения творческой работы является фольклорное слово, дидактические и развивающие игры.

- Заранее подготовленное место работы дежурными.

2. Основная часть.

Воспитатель проводит вступительную беседу, стараясь заинтересовать детей и настроить их на творческий лад. Беседа носит воспитательный и творческий характер.

3. Практическая часть.

Далее следует объяснение по выполнению работы. Беседа сопровождается показом наглядного материала, демонстрацией приёмов работы, уделяется внимание последовательности выполнения работы. Роль взрослого – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств. Рисование требует от ребенка внимания, усидчивости, терпения, определенных усилий руки, поэтому перед самостоятельной работой детей применяю упражнения: рисование в воздухе, пальчиковую гимнастику, физминутки, которые позволяет в игровой форме снять детям напряжение.

4. Самостоятельная работа детей.

После беседы дети приступают к выполнению работ. В это время можно тихо включить аудиозапись - это создаёт благоприятную психологическую обстановку на занятиях по рисованию.

Воспитатель внимательно наблюдает за ходом деятельности детей: делает замечания, если они необходимы; оказывает словесную помощь, даёт дополнительные пояснения, помогает отстающим, вселяя в них чувство уверенности в своих способностях.

5. Анализ работ.

По окончании занятий работы вывешиваются на доске, детям предлагается возможность высказаться по поводу совершённой работы.

Это может быть: беседа, рассуждения, выбор понравившегося рисунка с точки зрения технических или творческих навыков и т. п.

Затем рабочее место приводится в порядок.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

3. Методы и приёмы нетрадиционных техник изображения.

Нетрадиционные техники изображения позволяют создать «ситуацию успеха» для детей, которые не уверены в себе или слабы в рисовании, так как любое пятно или кляксу можно обыграть.

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Преимущества нетрадиционных техник рисования:

техники просты для освоения;

позволяют достичь положительных результатов при рисовании;

способствуют развитию творческого потенциала учащихся;

для рисования используются доступные подручные материалы;

техники рисования можно объединять с любой другой изобразительной техникой.

Заключение.

Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения развивают не только художественные способности детей, но и воспитывают любовь к природе, чутко относиться к окружающей среде, не оставаться равнодушным к прекрасному миру вокруг нас. У детей воспитывается старательность, усидчивость, воля, терпение. Таким образом с помощью этих занятий у детей формируются важные личностные качества, которые им необходимы как в настоящем, так и в будущем.

Проводя занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения можно сказать, что художественные способности детей действительно развиваются. Более поздние работы детей отличаются от первых большей оригинальностью, интересным замыслом. Для детей такие занятия интересны, увлекательны. В связи с тем, что овладеть нетрадиционными техниками изображения несложно, у детей, оптимальный настрой, что очень важно для дальнейшей работы, да и всей жизни детей в целом.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировав детские работы и разработав содержание и методику проведения занятий с использованием нетрадиционных техник изображения с детьми старшего дошкольного возраста, можно сказать, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения оказывает большое влияние на развитие художественных способностей детей. Наряду с этим развивается и личность ребёнка, а это является важнейшей задачей развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Литература

1. Бондаренко, Т. М Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада.

2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. Часть 2. «Издательство Скрипторий 2003», 2007

3. Давыдова, Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.

4. Дошколёнок Кузбасса -№4(25) 2013

5. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 5-6лет. –МС- 2011

6. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. -Творческий Центр Москва 2006

7. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.

8. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в дестком саду. «Карапуз-дидактика» -Творческий центр СФЕРА Москва 2009

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования как фактор развития мелкой моторики рук у детей Использование нетрадиционных техник рисования как фактор развития мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей старших дошкольников Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у дошкольников Администрация г. Улан-Удэ Комитет по образованию МБДОУ детский сад №70 «Солнышко» Использование нетрадиционных техник рисования.

«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования». Опыт работы АДМИНИСТРАЦИЯ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

План саморазвития «Развитие творческих способностей у детей посредством нетрадиционных техник рисования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Калинка» Воспитатель: Козырева Ольга Николаевна стаж работы 5 лет.

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников. Проект «Мы творим прекрасное» Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников).

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» общеразвиваего вида городского.

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей
Опубликовано: 20 мая 2018 в 14:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Алексеенко Галина Михайловна (УИ 111325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД