Громова Алена Валериевна
Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная программа экологического образования
по формированию экологической культуры
детей старшего дошкольного возраста
через познавательную опытно - экспериментальную
деятельность
Содержание
1. Введение
2. Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
Публикация «Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2.2 Принципы и подходы
2.3 Формы и методы
2.4 Планируемые результаты
3. Содержательный раздел
3.1 Содержание психолого-педагогической работы
3.2 План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет
(старшая группа)
3.3 План работы с родителями
4. Организационный раздел
4.1 Особенности развития РППС
4.2 Оборудование
1. Введение
В настоящее время экологическое образование, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Д. А. Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое образование в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере ( живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знание о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усваивание эмоционально окрашенными, радостью от встречи с природой, стремление глубже понять ее, симпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.
Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?
Потребность в общении с природой.
Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.
Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.
Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям.
Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2.1 Пояснительная записка
Программа по опытно - экспериментальной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования выделены следующие качества: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Для развития данных качеств у ребенка - дошкольника разработана инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через познавательную опытно - экспериментальную деятельность «Юные исследователи».
Для решения поставленных задач организована инновационная деятельность, направленная на организацию воспитательно-образовательного процесса с использованием наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательная опытно-экспериментальная деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего-то нового.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Данные качества способствуют к дальнейшему более успешному обучению детей в школе.
Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной работы для всестороннего развития ребенка, выделены следующие цели и задачи:
Цель Программы - способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи Программы :
Образовательные :
расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира расширять у детей представлений о химических свойствах веществ;
актуализировать знания детей о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
формировать способы познания путём сенсорного анализа;
- обучать детей в умении пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- обучать детей работать в команде;
учить детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Развивающие:
- развивать представления детей о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
- развивать мыслительные способности, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования и умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
2. 2 Принципы и подходы:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности:
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4. Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», тем самым узнают что-то новое;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
2.3 Формы и методы работы :
-специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
-экспериментирование;
-наблюдения;
-опытная деятельность;
-решение проблемных ситуаций;
-беседы и рассказ воспитателя;
- рассматривание картин и иллюстраций;
-чтение художественной литературы, экологических сказки;
-практическая деятельность в природе;
-природоохранные акции;
-развивающие дидактические игры;
-выставки.
- 2. 4 Планируемые результаты:
-способен наблюдать и экспериментировать;
-ребенок проявляет любознательность, инициативу, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета;
-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
-обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности;
-ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой (неживой) природы, математики, и т. п.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Содержание психолого-педагогической работы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации программы -2 года.
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 2 раза в месяц (часть, формируемой участниками образовательного процесса ООП ДО ГБДОУ) с детьми старшего дошкольного возраста по 20-25 минут, с детьми подготовительной к школе группы по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
3.2 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 5-б лет (старшая группа)
месяц 1-я неделя 3-я неделя
сентябрь Тема: «Песчаный конус»
Цель: Установить свойства песка. Тема: «Водопроницаемость песка и глины»
Цель: Познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.
октябрь Тема: «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Тема: «Живая вода»
Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.
ноябрь Тема: «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: Познакомить с оптическим прибором - линзой, сформировать представления о свойстве линз увеличивать изображения, развивать познавательную активность. Тема: «Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
декабрь Тема: «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»
Цель: Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Тема: «Зависимость таяния снега от температуры»
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
январь Тема: «Сколько воздуха в лёгких»
Цель: Сформировать у детей представления об организме человека (о строении собственного тела) Тема: «Волшебное зеркало» (конспект)
Цель: Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
февраль Тема: «Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с природным явлением -вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Тема: «Лабирин» Цель:Установит как растение ищет свет.
март Тема: «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: Познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий. Тема: «Где лучше расти?»
Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
апрель Тема: «Что нужно для питания растения?»
Цель: Установить, как растение ищет свет. Тема: «Какое значение имеет размер семян?»
Цель: Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
май Тема: «Музыка или шум?»
Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки. Тема: «Как солнце высушивает предметы?»
Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
З. 3 План работы с родителями по опытно - экспериментальной деятельности
сентябрь 1. Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
октябрь 2. Памятка «Экспериментирование с водой»
ноябрь 3. Консультация «Учить ли детей делать открытия?»
декабрь 4. Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
январь 5. Практикум «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»
февраль 6. Консультация «Расскажи, и я забуду, покажи - и я запомню!»
март 7. Рекомендации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
апрель 8. Советы «Как помочь маленькому исследователю?»
май 9. Консультация «Эксперименты на маминой кухне»
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4. 1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Для реализации поставленных целей и задач в группе создаются специальные условия (мини-лаборатория, оснащенная всеми необходимыми материалами для проведения опытов и экспериментов с детьми).
4. 2 Оборудование:
Наш центр опытно - экспериментальной деятельности состоит из 7 зон:
1 зона - «Мини - лаборатория «Почемучка»
В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.); -Приборы - помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки); -Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка - воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-«Звук» (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);
-«Запах» (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся:
Коллекции: коллекция семян, гербарий, коллекция тканей, коллекция ниток, коллекция ракушек, коллекция камней;
Модели: календарь природы (времена года, дни недели; календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе; алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Макеты (выставляются соответственно темам недели) : царство льда и снега; кто живет в жарких странах; животные наших лесов; пресмыкающиеся; насекомые.
2 зона – «Центр природы»
В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
На комнатные растения оформлен паспорт. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в центре природы, т. к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Есть тематические альбомы: (луговые цветы, садовые цветы, комнатные растения, деревья и кустарники, грибы, насекомые, домашние и дикие животные, наши питомцы, зимующие и перелётные птицы и др.)
В центре природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа- это тоже объект исследования.
3 зона - методический центр
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в центре природы и в цветнике,алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности, коллажи, мнемотаблицы, паспорт «Экологической тропы», картотека экологических сказок (речетворчество, УМК к парциальной программе О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и др.
4 зона - центр «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии, атласы, альбомы, папки-передвижки, папки-накопители: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные, дикие животные, животные Севера и книги, созданные совместно с детьми и их родителями: Красная книга животных, Красная книга растений, пользуются большой популярностью у детей самодельные лэпбуки : «Экология», «Метеостанция», «Времена года», «Наш огород», «Насекомые», «Улитка», «Червяк» и др.
5 зона - мини - музей «Чудесная кладовая»
Один из элементов нашей опытно - экспериментальной среды - мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.
В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой - либо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный домовёнок Кузя. Он и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на его «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально - чувственного опыта.
6 зона - наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы, домино.
7 зона - «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород.