Папки-передвижки

Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста

Громова Алена Валериевна
Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационная программа экологического образования

по формированию экологической культуры

детей старшего дошкольного возраста

через познавательную опытно - экспериментальную

деятельность

Содержание

1. Введение

2. Целевой раздел

2.1 Пояснительная записка

Публикация «Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста» размещена в разделах

2.2 Принципы и подходы

2.3 Формы и методы

2.4 Планируемые результаты

3. Содержательный раздел

3.1 Содержание психолого-педагогической работы

3.2 План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет

(старшая группа)

3.3 План работы с родителями

4. Организационный раздел

4.1 Особенности развития РППС

4.2 Оборудование

1. Введение

В настоящее время экологическое образование, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Д. А. Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое образование в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере ( живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знание о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усваивание эмоционально окрашенными, радостью от встречи с природой, стремление глубже понять ее, симпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней.

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Потребность в общении с природой.

Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.

Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.

Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям.

Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Таким образом, чтобы осуществлять развитие экспериментальных способностей, необходимо формирование ребенка нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2.1 Пояснительная записка

Программа по опытно - экспериментальной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования выделены следующие качества: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Для развития данных качеств у ребенка - дошкольника разработана инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через познавательную опытно - экспериментальную деятельность «Юные исследователи».

Для решения поставленных задач организована инновационная деятельность, направленная на организацию воспитательно-образовательного процесса с использованием наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательная опытно-экспериментальная деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего-то нового.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Данные качества способствуют к дальнейшему более успешному обучению детей в школе.

Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной работы для всестороннего развития ребенка, выделены следующие цели и задачи:

Цель Программы - способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи Программы :

Образовательные :

расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира расширять у детей представлений о химических свойствах веществ;

актуализировать знания детей о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

формировать способы познания путём сенсорного анализа;

- обучать детей в умении пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- обучать детей работать в команде;

учить детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Развивающие:

- развивать представления детей о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

- развивать мыслительные способности, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;

- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования и умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2. 2 Принципы и подходы:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

4. Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», тем самым узнают что-то новое;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

2.3 Формы и методы работы :

-специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);

-экспериментирование;

-наблюдения;

-опытная деятельность;

-решение проблемных ситуаций;

-беседы и рассказ воспитателя;

- рассматривание картин и иллюстраций;

-чтение художественной литературы, экологических сказки;

-практическая деятельность в природе;

-природоохранные акции;

-развивающие дидактические игры;

-выставки.

- 2. 4 Планируемые результаты:

-способен наблюдать и экспериментировать;

-ребенок проявляет любознательность, инициативу, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;

-обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности;

-ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой (неживой) природы, математики, и т. п.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Содержание психолого-педагогической работы

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации программы -2 года.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 2 раза в месяц (часть, формируемой участниками образовательного процесса ООП ДО ГБДОУ) с детьми старшего дошкольного возраста по 20-25 минут, с детьми подготовительной к школе группы по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

3.2 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 5-б лет (старшая группа)

месяц 1-я неделя 3-я неделя

сентябрь Тема: «Песчаный конус»

Цель: Установить свойства песка. Тема: «Водопроницаемость песка и глины»

Цель: Познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.

октябрь Тема: «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Тема: «Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

ноябрь Тема: «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель: Познакомить с оптическим прибором - линзой, сформировать представления о свойстве линз увеличивать изображения, развивать познавательную активность. Тема: «Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

декабрь Тема: «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»

Цель: Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Тема: «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

январь Тема: «Сколько воздуха в лёгких»

Цель: Сформировать у детей представления об организме человека (о строении собственного тела) Тема: «Волшебное зеркало» (конспект)

Цель: Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

февраль Тема: «Извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей с природным явлением -вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Тема: «Лабирин» Цель:Установит как растение ищет свет.

март Тема: «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: Познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий. Тема: «Где лучше расти?»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

апрель Тема: «Что нужно для питания растения?»

Цель: Установить, как растение ищет свет. Тема: «Какое значение имеет размер семян?»

Цель: Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

май Тема: «Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки. Тема: «Как солнце высушивает предметы?»

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

З. 3 План работы с родителями по опытно - экспериментальной деятельности

сентябрь 1. Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

октябрь 2. Памятка «Экспериментирование с водой»

ноябрь 3. Консультация «Учить ли детей делать открытия

декабрь 4. Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

январь 5. Практикум «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»

февраль 6. Консультация «Расскажи, и я забуду, покажи - и я запомню!»

март 7. Рекомендации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

апрель 8. Советы «Как помочь маленькому исследователю?»

май 9. Консультация «Эксперименты на маминой кухне»

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4. 1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:

Для реализации поставленных целей и задач в группе создаются специальные условия (мини-лаборатория, оснащенная всеми необходимыми материалами для проведения опытов и экспериментов с детьми).

4. 2 Оборудование:

Наш центр опытно - экспериментальной деятельности состоит из 7 зон:

1 зона - «Мини - лаборатория «Почемучка»

В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.); -Приборы - помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки); -Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка - воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок, т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-«Звук» (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);

-«Запах» (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

Коллекции: коллекция семян, гербарий, коллекция тканей, коллекция ниток, коллекция ракушек, коллекция камней;

Модели: календарь природы (времена года, дни недели; календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе; алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Макеты (выставляются соответственно темам недели) : царство льда и снега; кто живет в жарких странах; животные наших лесов; пресмыкающиеся; насекомые.

2 зона – «Центр природы»

В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

На комнатные растения оформлен паспорт. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в центре природы, т. к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Есть тематические альбомы: (луговые цветы, садовые цветы, комнатные растения, деревья и кустарники, грибы, насекомые, домашние и дикие животные, наши питомцы, зимующие и перелётные птицы и др.)

В центре природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа- это тоже объект исследования.

3 зона - методический центр

Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в центре природы и в цветнике,алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности, коллажи, мнемотаблицы, паспорт «Экологической тропы», картотека экологических сказок (речетворчество, УМК к парциальной программе О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию и др.

4 зона - центр «Хочу всё знать»

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии, атласы, альбомы, папки-передвижки, папки-накопители: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные, дикие животные, животные Севера и книги, созданные совместно с детьми и их родителями: Красная книга животных, Красная книга растений, пользуются большой популярностью у детей самодельные лэпбуки : «Экология», «Метеостанция», «Времена года», «Наш огород», «Насекомые», «Улитка», «Червяк» и др.

5 зона - мини - музей «Чудесная кладовая»

Один из элементов нашей опытно - экспериментальной среды - мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.

В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой - либо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный домовёнок Кузя. Он и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на его «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально - чувственного опыта.

6 зона - наша игротека

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы, домино.

7 зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Взаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культурыВзаимодействие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста по формированию правовой культуры Конституция РФ (1993 г.) провозгласила Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1). Правовое государство — демократическое государство, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста
Опубликовано: 6 июня 2021 в 23:14
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная программа экологического образования по формированию экологической культуры детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Громова Алена Валериевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД