Светлана Орлова
Обобщение опыта по теме «Решение задач художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Обобщение опыта по теме : «Решение задач художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средством изобразительной деятельности, как одно из приоритетных направлений в соответствии с новыми ФГОС»
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Орлова Светлана Александровна
2019г.
«Нельзя вырастить полноценного человека
Без воспитания в нём чувства прекрасного»
Р. Тагор
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с новыми ФГОС.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность). На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальное восприятие;
• Восприятие художественной литературы.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:
- Тесная связь с искусством.
- Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
- Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
- Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
- Создание эстетической развивающей среды.
Задачи обучения в подготовительной группе
• Формировать основы художественной культуры;
• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
• Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;
• Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;
• Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;
• Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Я считаю, что на сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольной педагогике является развитие творческих способностей у детей. Культурному обществу всегда были нужны творческие люди, действующие во благо развития, как личности, так и общества в целом. Необходимость развития креативности (интеллектуального творчества) ещё в дошкольном возрасте оправдывает то, что он является наиболее благоприятным для развития психического процесса – воображения, дающего основу творчеству. Также известно, что воображение служит фундаментом таких видов деятельности, как игра и изобразительная деятельность. Следовательно, именно в них и идёт наиболее интенсивное его развитие. Чрезвычайно важным является и тот факт, что художественно – творческая деятельность помогает ребёнку овладеть навыками размышления, активно думать о целях, путях и способах их воплощения, т. е. структурой любого творческого процесса (замысел- воплощение - результат).
Мною были выделены следующие задачи :
1. Воспитывать интерес, любовь к изобразительному искусству
2. Формировать творческую личность, умеющую свободно мыслить
3. Учить замечать красоту окружающего мира, через развитие органов чувств
4. Развивать учебные навыки : терпение, усидчивость, умение планировать свою работу, действовать в коллективе
Использование нетрадиционных техник рисования.
Так же в своей деятельности я уделяю внимание обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно!
На занятиях изодеятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук.
Одной из таких техник является рисование на песке. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Рисование песком - способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы. Песок - это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?. А ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице. А вот возможности ребенка в овладении песочным рисунком и развитии его умственных и творческих способностей с помощью рисования на песке - это наше ноу-хау, которое я внедряю в работу.
В своей работе я использую такие методы работы, как :
• Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты
• Проговаривание последовательности работы
• Рассматривание картин и книжных иллюстраций, так же рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
• Наблюдение
• Музыкальное сопровождение
• Оформление выставок
• Самостоятельная продуктивная деятельность детей
Вовлечение семьи в художественно эстетическое развитие детей
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Вот пример нескольких игр детей совместно с родителями, которые помогут развивать у детей художественно- эстетическое воспитание с разных сторон:
1.«Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны, развивать моделирование и конструирование
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей : на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
2. «Давай уберемся вместе»
Цель : Приучить своего ребенка к чистоте и порядку
Ход игры : Данный процесс можно представить как сказочное приключение, где раскладывание по местам помогает главному герою. В это время можно читать любимую книжку, прерываясь в тот момент, когда ребенок перестает раскладывать игрушки, тем самым побуждая его продолжить процесс.
3. «Зеркало»
Цель : Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мимики
Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить ребенку вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.
Хорошими традициями детских садов стало проведение творческих выставок семейных работ. Такие конкурсы способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Целью этой работы является включение родителей в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое
Так же необходимо Консультирование родителей (групповое и индивидуальное, индивидуальное общение с семьей.
Например:
- «Как воспитать в ребенке творческую личность»;
- «Художники с пеленок!» (нетрадиционные приемы в рисовании);
- «Художественно-эстетическое развитие детей»;
- «Приобщение детей к музейной культуре»;
- «Развитие детской одаренности средствами искусства»;
- «Организация детского творчества в летний период»;
- «Как научить ребенка рисовать»
Индивидуальное общение с семьей способствует развитию доверительных отношений, помогает выявлению особенностей семейного воспитания, личностных проблем родителей и детей, а также потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке, повышает эффективность коррекционной работы.
Ожидаемый результат в моей работе это:
Повышение уровня развития творческих способностей
Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта
Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции