Наталья Жаркова
Обобщение опыта работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
В начале 2018 года начала работать по теме самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность темы обусловлена тем, что ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования предусматривают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС.
Цель моей работы : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Исходя из данной цели, перед собой поставила задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной методической литературы.
• Организовать в группе уголок «Занимательная математика».
• Разработать новое нестандартное оборудование, авторские пособия по обучению детей математике.
• Разработать конспекты образовательной деятельности и игры по формированию математических представлений для детей подготовительной группы.
• Разработать и реализовать проект по развитию математических способностей у детей.
• Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр.
• Воспитать у детей интерес к процессу обучения математике.
• Сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.
Анализируя собственный опыт работы, я пришла к выводу, что общепринятая система обучения не в полной мере реализует увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей элементарные математические представления. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, узнавать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей. Поэтому я попыталась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
В процессе длительных наблюдений и анализа проведения НОД, а также и режимных моментов смогла выявить детей, особо нуждающихся в дополнительной помощи. Дети допускали ошибки в счете, плохо ориентировались во времени, некоторые путали геометрические фигуры, дни недели, затруднялись в решении простых задач.
Опираясь на опыт и знания более опытных педагогов, а так же на современную литературу, я пришла к выводу, что используя различные развивающие игры и упражнения в своей работе, я смогу исправить недостаток знаний у детей.
Выяснила, что обучение детей происходит через :
1) занятие;
2) развивающие игры;
3) задачи - шутки;
4) игры-головоломки;
5) загадки.
Занятие детей начинала с проведения игровой минутки, проблемной ситуации.
Частым гостем нашей группы была ведущая игрушка кукла Незнайка. Это вызывало интерес у детей и организовывало их на познавательную деятельность.
В своей педагогической деятельности использовала развивающие игры, из пособия «Занимательная математика». Это такие игры как:
• «Собери поезд» (Счёт от 1 до10, «Найди номер соседнего окошечка»
• «Посади божью коровку на цветок»
• Игра с прищепками «Найди соседа числа», «Какое число потерялось»
• «Разрезные пазлы» (счёт от 1 до 10).
• Разложи грибочки по корзиночкам»
• Соедини по точкам (от 1 до 10)
Также игры со стихами «Весёлый счёт», «Считалочки», «Весёлые запоминалки», «Задачки – шутки»
Благодаря этому дети в игровой форме учились решать примеры на сложение и вычитание, знакомились с цифрами и математическими знаками, учились решать простые задачки, сравнивать количество предметов.
Знакомила детей с миром геометрических фигур так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Какой фигуры не хватает», «Геометрические паровозики». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Мною также было создано пособие «Круги Луллия», в которое вошли игры: «На что похоже», «Большой, поменьше, маленький», «Найди половину предмета», «Чей хвост», «Подбери по форме», «Подбери по цвету».
Для более чёткого ориентирования во времени и временных понятиях разработала пособие «Часики с секретом», в которое вошли игры:
• «Определи, к какому времени года относиться»
• «Что сначала, а что потом»
• «Определи последовательность»
• «Время суток», «Время года», «Дни недели»
• «Определи, какое время показывают часы».
Для знакомства с основными цветами, а также с их оттенками, для сравнения предметов по длине, высоте, для создания фигур и предметов разной величины, умения находить целое и его части - создала конструктор «Чудо – палочки».
Мною были разработаны конспекты занятий : «Путешествие по сказке», в проведение этого занятия были вовлечены родители, «Маленькие помощники», «Путешествие в страну Матемляндию». Разработан и реализован на практике проект «Математические ступеньки».
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. В работе с родителями использовала, беседы, консультации: «Математика для дошкольников», «По дороге домой с математикой», создала буклет «Математика в повседневной жизни».
В результате проведённой работы сделала вывод, что работа по формированию элементарных математических представлений у детей осуществляется систематически и последовательно, включая все этапы жизнедеятельности детей.
Так, например, на прогулке можно закреплять навыки порядкового счёта, посчитав ступеньки, деревья или количество цветов на участке, можно посчитать количество этажей у ближних домов, сравнить дома по высоте, а также используя считалочку для подвижной игры.
Закрепление названий геометрических фигур и тел, а также цвета, можно осуществлять среди поиска предметов, которые нас окружают.
Например: (крыша, дом, столб, солнце, окна, дома, посуда, игрушки, и. т. д.).
Мой опыт работы показал, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопровождаются долгими монотонными упражнениями.