Наталья Маскина
Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Маскина Наталья
Одной из главных проблем в настоящие время для общества является полноценное и всестороннее развитие детей. Развитие руки ребёнка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.
В. А. Сухомлинский писал: "Общение с искусством-одна из больших радостей жизни". Дошкольный возраст-это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только "особо" одарённых, но и всех детей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.
Мелкая моторика-это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Также учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны.
По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Новизна и оригинальность
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Нетрадиционная техника рисования позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.)
Я спроектировала свою дальнейшую педагогическую деятельность и поставила перед собой цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
• Развивать художественное восприятие, образное мышление;
• Познакомить с разными техниками рисования;
• Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что для детей интересно или эмоционально значимо.
Перспективный план работы с детьми
Сентябрь:
1. Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева "Петушок и краски" (Рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни петушка. Учить изображать предмет, передовая сходство с реальным предметом. Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать её)
2. "Мой любимый дождик" (Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться. Учить направлять струю выдыхаемого воздуха)
Октябрь:
1. "Осенний листопад" (Расширение представлений детей о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями. Закрепление знаний о теплой цветовой гамме)
2. "Ветка рябины" (Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать ветку и листья рябины. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции)
Ноябрь:
1. "Мухомор" (Закрепить умения делать отпечатки. Развивать воображение, творчество)
2. "Сбросило дерево листву" (Развивать интерес к смешиванию красок. Пользовать выразительными средствами. Развивать фантазию, воображение. Познакомиться с графикой)
Декабрь:
1. "Портрет зимы" (Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями (снежинки, тонировать лист, в цвет зимы (голубой, фиолетовый). Воспитывать аккуратность)
2. "Ёлочка" (Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание (обрывание бумаги) и рисование. Развивать чувство композиции. Закрепить холодные цвета)
Январь:
1. "Ёлочные игрушки" (Упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печать пробкой)
2. "Звёздная ночь" (Познакомить с новой техникой рисования-набрызгом)
Февраль:
1. "Дорисуй лес" (Совершенствовать умение умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках)
2. "Укрась рукавичку" (Развитие мелкой моторики. Учить создавать композицию на листе. Закрепление основного цвета. Вырабатывать у детей силу нажима)
Март:
1. "Открытка для мамочки" (Учить детей не только видеть краску, но и чувствовать её, отпечатывать ладошку в разных композициях. Развивать фантазию)
2. "Золотая рыбка" (Учить новой изобразительной технике. Развивать фантазию, воображение)
Апрель:
1. "Космическое путешествие" (Создание картин на космическую тему. Совершенствование обрывной техники. Развивать чувство композиции)
2. "Цыплята" (Упражнять в печати мятой бумагой. Развивать воображение, творчество)
Май:
1. "Сказочное дерево" (Упражнять в изображении дерева с помощью рисования ватными палочками и печатание поролоном. Развивать чувство ритма. Воспитывать аккуратность)
2. "У солнышка в гостях" (Совершенствование нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография, рисование ватными палочками). Воспитание самостоятельности, уверенности)
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.