Вита Иванова
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Будь здоров, малыш!»
Оздоровительные задачи : обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки; закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методики; способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.
Публикация «Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Образовательный задачи: совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.
Развивающие задачи: обеспечивать интеллектуальное, и физическое развитие дошкольников; способствовать развитию воли, це-леустремленности; формировать позитивные качества характера; способствовать эмоциональному развитию.
Воспитательные задачи: воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями; воспитывать эстетические потребности ребенка.
«Я знаю как быть здоровым»
Цель: Формировать представления о здоровом образе жизни
Задачи:
1. Формировать элементарные знания по анатомии, гигиене и физиологии
человека, технике движений, правилам соревнований, о спорте и олимпийском
2. Обеспечивать интеллектуальное, личностное и физическое развитие
дошкольников.
Разделы:
• «Что я знаю о себе»
-Вот я какой! (внешнее строение человека) – сентябрь;
-Органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние) – октябрь;
• «В гостях у Мойдодыра»
-Чистота – залог здоровья - ноябрь;
-Чтобы зубы были здоровыми - декабрь;
-От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена)
• «Безопасность»
-Помоги себе сам - январь;
-Человек и природа – март – май;
• «В здоровом теле - здоровый дух»
-Откуда берутся болезни - февраль;
-Овощи и фрукты – полезные продукты – март;
-Золотые правила питания – апрель;
-Спорт и олимпийское движение – январь, февраль
ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
1. Здоровый человек — это.
2. Мое здоровье.
3. Иногда я болею, потому что.
4. Когда я болею, мне помогают.
5. Когда у человека что-то болит, то он.
6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому что.
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе.
8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется.
9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал.
10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то.
11. Когда мои друзья болеют, то я.
12. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю.
«СОЧИНИ ИСТОРИЮ»
Цель: Изучение отношения к здоровью и здоровому образу жизни старших дошкольников.
Варианты тем следующие:
«Картина моего здоровья» (с использованием рисования);
«Я и мое здоровье» или «Я здоров!»;
«Мой друг заболел» или «Письмо больному другу (подруге)»;
«История моего друга, который никогда не мыл руки и не чистил зубы»;
«Путешествие в страну Здоровье».
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗДЕЛ 1. «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации
здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»?
Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым — это хорошо или плохо? Почему?
3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это
делаешь?
4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может
случиться с таким ребенком?
7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?
9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для
глаз? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно?
Почему?
10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные
привычки есть в вашей семье?
11. Знаешь ли ты, когда человеку бывает больно? Почему так происходит,
как ты думаешь?
РАЗДЕЛ 2. «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ»
Цель: изучить особенности знаний детей о человеческом организме.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело?
2. Расскажи, что у тебя спрятано под кожей?
3. А как ты думаешь, человек мог бы жить без скелета? Почему?
4. Зачем человеку мышцы?
5. Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?
6. Зачем организму человека нужна кровь?
7. Если бы ты перестал дышать, то чтобы с тобой произошло?
8. Для чего человеку нужна пища? Расскажи, что с ней происходит, когда
она попадает в рот? (можно использовать наглядное средство — схему-
таблицу «Внутреннее строение человека»).
9. А где у тебя находится мозг? Зачем он тебе?
10. Скажи, пожалуйста, как ты думаешь, чем человек отличается от
животного?
11. А что есть общего у человека, животного, растения? (желательно
использовать наглядное средство — три картинки с изображениями
человека, животного и растения, например, дерева).
12. А как ты думаешь, все люди устроены одинаково или каждый по-
разному?
РАЗДЕЛ З. «БЕЗОПАСНЫЙ МИР»
Цель: изучить особенности мотивации здорового образа жизни старшего
дошкольника, особенности знаний, о безопасности поведения в
окружающей среде.
Вопросы для собеседования
Безопасность в доме
Безопасность на улице
Безопасность в детском саду
Безопасность в доме
1. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с
бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?
2. Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп
или кипит чайник? Почему?
3. Что ты будешь делать, если почувствуешь запах газа?
4. Где «живет» электрический ток и когда он может быть опасным?
5. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где
она находится у тебя дома?
6. Если я наберу по телефону номер (01, 02, 03, 04, то куда я попаду? В
каких случаях это необходимо?
7. Если ты один дома, а в дверь звонят, что ты будешь делать? Покажи.
Безопасность на улице
1. Если ты повстречаешься с собакой или кошкой на улице, как, ты будешь
себя вести? А если собака тебя укусит или поцарапает кошка, каким будут
твои действия?
2. Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на дороге?
3. Как ты думаешь, улица — это удобное место для игр? Объясни почему?
4. Представь, что к тебе на улице подошел незнакомый человек и позвал
тебя пойти с ним, как ты себя будешь вести?
5. Умеешь ли ты плавать? Какие правила на воде ты знаешь?
6. А знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как
вести себя в лесу, как правильно собирать грибы и ягоды.
7. Представь, что в одном сказочном лесу случился пожар. Помоги зверям
спастись от лесного пожара.
Безопасность в детском саду
1. Представь, мы спускаемся по лестнице, идем на прогулку. Вдруг один
ребенок толкает впереди идущего. Что может произойти?
2. Почему в нашей раздевалке нельзя прыгать, бегать и толкаться?
3. Подумай и скажи, что может случиться, если человек будет вести
оживленную беседу во время еды, когда пережевывает пищу?
4. Скажи, пожалуйста, а ты умеешь пользоваться ножом и вилкой, когда
принимаешь пищу? Чего нельзя при этом делать?
5. У нас в групповой комнате есть канат и кольца. Ты знаешь, как
правильно ими пользоваться? Представь, что к нам пришел новый мальчик
(или Незнайка, а тебе надо объяснить ему, как пользоваться нашим
спортивным уголком. Как ты будешь это делать?
6. Когда тебе нужно будет помыть руки, сможешь ли ты сам правильно
открыть водопроводный кран? Пойдем, ты мне покажешь.
7. Как ты думаешь, по чему в группе нельзя играть в подвижные игры,
находясь рядом с аквариумом?
РАЗДЕЛ 4. «Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ»
Цель: изучить особенности знаний детей о социально благоприятных
(здоровых) взаимоотношениях людей.
Вопросы для собеседования:
1. Скажи, пожалуйста, зачем люди общаются друг с другом?
Разговаривают? А что было бы, если бы люди не общались?
2. Представь, что ты встретил своего знакомого с мамой. Кому из них ты
скажешь — здравствуй, а кому — здравствуйте. Почему? А когда мы еще
говорим эти слова?
3. Если тебе нужно что-то спросить, то как ты обратишься к другу? А к
взрослому? А незнакомому взрослому?
4. Как ты думаешь, твое здоровье зависит от твоего поведения и твоих
привычек? Объясни, пожалуйста, почему?
5. Когда у тебя плохое настроение, это вредит твоему здоровью? Почему
ты так думаешь? А другим людям это вредит? Проводится игровое
упражнение «Хорошее — плохое настроение». Ребенку предлагается
разложить карточки с обозначением различных эмоциональных состояний
человека на 2 группы и объяснить свои действия.
6. У тебя есть друзья? А для чего они нужны тебе? Как ты думаешь, ты
умеешь дружить? Какие «правила дружбы» ты знаешь? — назови.
Игровая ситуация «Два сердитых мальчика». Ребенку предлагаются
картинки с изображением мальчиков, готовых к драке. Задается серия
вопросов: как бы ты поступил, чтобы не случилось драки? А если драка
все же случится, как это может отразиться на здоровье мальчиков? Что
делать, чтобы злость проходила?
7. Ты когда-нибудь болел? Кто помогал тебе выздороветь? Как помогал? А
что ты чувствовал при этом, поделись, пожалуйста.
8. Если в твоей семье заболеет кто-нибудь из близких, ты сможешь ему
чем-нибудь помочь? Как ты будешь помогать папе (маме, бабушке,
братику и т. д., расскажи, как будешь ухаживать за больным?
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц Виды и формы работы
Ответственный
Сентябрь Анкетирование родителей Воспитатель
Октябрь Консультации:
«Растим вместе здорового ребенка»
«Правильное питание дошкольников»
Наглядная агитация (оформление для родителей папок-передвижек, санбюллетеней, памяток)
Воспитатель
Ноябрь Подготовка совместно с родителями выставки детской литературы «В стране Здоровья»
Консультации:
«Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке»
«Режим и его значение в жизни ребенка»
«День Здоровья»
Воспитатель родители
Воспитатель
Инструктор по физвоспитанию
Декабрь «Физкультура и здоровье ребенка»
-Показ физкультурного занятия в нетрадиционной форме;
-Результаты диагностики навыков и умений детей.
- Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней
-«Уголок для занятий физкультурой дома» -Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье
Воспитатель
Инструктор по физвоспитанию
Январь родительские собрание: «Растим детей здоровыми,жизнерадостными»
Воспитатель
Февраль Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»
Участие в спортивном развлечении «Мы мороза не боимся» Воспитатель
Инструктор по физвоспитанию
Март
«Здоровье без лекарств»
-Как природа нам помогает быть здоровыми»
-Музыкотерапия
-Фитогостиная
День Здоровья
Воспитатель, медсестра, музыкальный руководитель,
Инструктор по физвоспитанию
Апрель
Обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно» (блюда полезные для здоровья).
Медсестра
Воспитатель
Май
Участие в спортивном празднике “Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!”
Консультация «Осторожно: лето!»
Инструктор по физвоспитанию
воспитатель
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Разделы Содержание
Ожидаемый результат
Самопознание
• Мой организм.
Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь. Дети могут назвать органы и части тела.
Чем отличается здоровый человек от больного.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний • Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.
• Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.
• Гигиена деятельности и двигательной активности.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.
Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.
Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес.
Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.
Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук, знать для чего делают прививки.
Питание и здоровье
• Питание — основа жизни.
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.
• Гигиена питания.
Мытье овощей и фруктов. Правила ухода за посудой.
Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами. Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.
Основы личной безопасности и профилактики травматизма
• Безопасное поведение на дорогах.
Основные ситуации: переход улицы, середина проезжей части улицы, «Родители с детьми». Правила безопасности у ж/д путей.
• Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища, игровой площадки. Опасность при игре с острыми предметами. Опасность открытого окна, катание на перилах. Элементарные правила безопасности при катании на санках, велосипеде, самокате.
Оказание первой помощи при ссадине, царапине.
• Поведение в экстремальных ситуациях.
Экстремальная ситуация, связанная с незнакомым человеком.
Правила поведения при пожаре.
Вызов экстренной помощи : 01, 02, 03, 04, службы спасения (112, 911)
Ребенок должен оценить ситуацию на дороге, переключаться на самоконтроль.
Ребенок должен распознавать опасные зоны на улице, получение травмы, ожога, избегать их.
Применять на практике правила безопасности при катании на санках и велосипеде.
Уметь оказывать помощь себе и другим при простых травмах. Уметь распознавать негативные реакции животного, насекомого.
Ребенок должен освоить три модели поведения экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Принимай меры самостоятельно».
Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации при возникновении пожара. Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.
Культура потребления медицинских услуг • Обращение с лекарственными препаратами.
Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.
Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.