Наталья Буланова
Методическая копилка. Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей дошколят
Цель: Систематизировать собранные музыкально-дидактические игры по возрастам и разновидностям усвоения детьми средств музыкальной выразительности.
Введение:
«Решение сенсорных задач, возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действия, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».
Публикация «Методическая копилка, Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-сенсорных способностей дошколят» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Н. А. Ветлугина
Музыкальное развитие в ДОУ осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, в сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах. Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям качественнее исполнять музыкальный материал, контролировать («слышать») собственное исполнение.
Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей жизни, оперируя звуками. Дети внимательно относятся к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.
Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
В содержании сценарий занятий в программе «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой присутствуют авторские музыкально-дидактические игры, а так же разработанные другими авторами. Важно, отмечают авторы, что главное в музыкально-дидактических играх - научить ребенка различать, понимать свойства и качества музыкального звука и чувственно воспринимаемых явлений.
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.
Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактичекие игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий, игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие -другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на три подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать руками игру на барабане, вторая при звучании погремушки – помахивать кистями рук, третья при звучании дудочки – имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту подгруппу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать в ней, после подведения итога победившие награждаются – по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, проводится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно предложить победителю роль ведущего игры.
Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы играющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя детьми в пространстве игровой комнаты, а соревнование в ловкости, увертливости, первенстве в построении.
Н. А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго - элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».
Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших. На каком бы уровне возрастного развития не находился ребенок, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания, ориентироваться в музыкальных явлениях. Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков. Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.
Игры на развитие эмоционально-образного языка музыки (словаря) :
Копилка
Цель игры : Научить высказываться о музыке
Правила игры. Слова-определения, соответствующие характеру музыки нужно класть в «копилку».
Игровые действия. Педагог называет слово-образ, если слово соответствует характеру произведения, дети складывают свои руки в виде «чашечки», а если слово не соответствует – разводят руки в стороны.
Ход игры. Когда дети прослушали музыкальное произведение, педагог должен попросить детей сложить их ладошки «чашечкой», а потом обратиться к ним: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! А что мы в неё будем складывать?». Дети отвечают, предлагая различные варианты. Педагог: «Давайте складывать в ваши копилки красивые слова, которые правильно опишут прослушанную нами музыку». Рассказывает детям правила и указывает на внимательность, которая должна присутствовать во время игры. Затем педагог объясняет детям: «Если названное слово подходит нам для описания музыки, мы его «закроем» в наших «копилках» (педагог показывает детям, складывая свои руки «чашечкой», как нужно закрывать, если слово не подходит настроению музыки, разведите свои ладошки в стороны, чтобы это слово не попало в наши копилки». Педагог должен обратить внимание детей, на то, что каждое названное им правильное слово нужно повторить вслух.
Заканчивается игра повторением правильных слов, которые попали в «копилки».
Волшебный сундучок
Правила игры. Звучит музыкальное произведение, дети должны самостоятельно называть прилагательные, которые будут соответствовать произведению. Если названное слово неправильное – сундучок захлопнется.
Игровые действия. Поиск и использование «волшебного» сундучка и фишек. Ребенок получает одну цветную фишку за каждое отгаданное слово.
Ход игры. «Волшебный» сундучок стоит на столике и накрыт ярким платком. Педагог должен обратить детское внимание на звук механической музыкальной шкатулки и предложить детям найти место, из которого доносится звук. Дети находят это место и «волшебный» сундучок. Далее педагог объясняет детям правила игры : «Послушайте музыку и положите в наш «волшебный» сундучок те слова, которые рассказывают о её настроении. За каждое правильное слово вы получаете одну цветную фишку. Если звучит неправильное слово – сундучок закроется. Победителем станет тот, кто соберет наибольшее количество фишек».
Заканчивается игра повторением названных правильных прилагательных.
Хитрая шляпа
Правила игры. Нужно назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор.
Игровые действия. Передавать шляпу.
Ход игры. После прослушивания нескольких музыкальных произведений, педагог должен показать детям яркую шляпу и сказать, что эта шляпа не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему понравилась больше всего. На ребенка надевают шляпу. После окончания его рассказа, он передаст шляпу тому, кому захочет. Когда все желающие выскажутся, игра заканчивается.
Говорящий коврик
Правила игры. Нужно рассказывать о понравившейся музыке и внимательно слушать рассказ товарища. Свой рассказ надо начинать так: «Мне больше всего понравилась эта музыка, потому, что…».
Игровые действия. Путешествие в страну говорящих вещей, ответ педагогу «по секрету».
Ход игры. После прослушивания нескольких музыкальных произведений педагог должен попросить детей назвать понравившуюся им музыку ему на ухо – «по секрету». Далее педагог приглашает детей совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В этой стране все предметы, даже самый простой, могут разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот коврик может заговорить, если на него встать и рассказывать о своей любимой музыке без остановки». Педагог приглашает двух детей встать или сесть на коврик, перед этим дети должны на ухо ему назвать свои понравившиеся произведения. Дети начинают по очереди рассказывать о своей понравившейся музыке. После выступления другие дети называют «рассказанное» ребенком на коврике музыкальное произведение. В игре могут участвовать все желающие.
Игры, основанные на вокализации:
Конкурс певцов
Правила игры. Нужно выразительно пропеть фрагмент мелодии.
Игровые действия. Соревнование.
Ход игры. Педагог объявляет детям о проведении конкурса певцов. Затем педагог объясняет детям о том, что на конкурсе все певцы будут исполнять одинаковые произведения. А жюри будет оценивать их мастерство. Педагог называет произведение, которое будут исполнять все участники конкурса. Жюри включает в себя воспитателя и двух детей. Все участники интонируют заданный им фрагмент мелодии. Жюри советуется и выбирает победителя. А в качестве приза за конкурс предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.
Придумай песенку
Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения.
Игровые действия. «Превращения» с помощью «волшебных» слов.
Ход игры. После слушания музыки, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела своё неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте произнесём волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им «волшебные слова». Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации.
Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки : (музыкально-пластическая импровизация)
Танцующие звуки
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.
Игровые действия. Действие в воображаемом поле.
Ход игры. Педагог спрашивает у детей, что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась.
Поющие руки
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук.
Игровые действия. Действие в воображаемом поле.
Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями - лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой - осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.
Художники
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.
Игровые действия. Действие в воображаемом поле.
Ход игры. Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника - нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая.
Живая картина
Правила игры. Передать общий характер музыкального образа с помощью выразительной пластики, пантомимы.
Игровые действия. Использование стилизованной рамы для картины, действие в воображаемом поле.
Ход игры. В этой игре дети осмысливают художественную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит детей в игру. Он рассказывает о том, что в музеях выставляют на обозрение зрителей картины и скульптуру. Музеи бывают разные, и в них могут выставляться самые необыкновенные экспонаты. Предлагает детям устроить выставку «живых» картин. Натягивается лента-рамка, и дети, застыв в выразительной позе, изображают свои музыкальные образы.
Поющий лист
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.
Игровые действия. Использование листочка на ладони ребенка.
Ход игры. Игра развивает звуковысотный слух и двигательную координацию. Держа листья на ладошках, предложите детям «помочь» листьям «спеть (1 часть) или «станцевать» (2 часть) свою «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, поддерживая рукой движение мелодии вверх, бережно и плавно – чтобы листочки не улетели – снижая, когда мелодия будет опускаться вниз. В «танцевальном» варианте лист лучше сразу взять за черешок.
Волшебная музыкальная ленточка
Правила игры. Передать характер разных музыкальных произведений с помощью предмета.
Игровые действия. Использование ленточки.
Ход игры. Игра развивает двигательную координацию. Дети держат ленту (8-10 м, разных 4 цветов и выполняют задания педагога: лента «бежит» в руках детей под музыку перед собой; держа за ленту дети двигаются в характере музыки; стоя поднимают или опускают ленту под музыку.
Педагог: Ребята! Кто из вас катался на карусели? В книжке С. Михалкова «Карусель» дети катались и на слоне, и на жирафе, и на лодке, и на самолёте, машине. (Показать иллюстрации в книге). Давайте и мы с вами покатаемся. Беритесь за ленточку.
Карусели, карусели,
Мы с тобой на лошадь сели
И поехали, поехали.
Дети изображают всадников и в такт движениям щёлкают языками.
Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели
И поехали, поехали.
Дети, подражая звуку моторов, произносят р-р-р или быстро дэ-дэ-дэ.
Карусели, карусели,
Мы с тобой на поезд сели
И поехали, поехали.
Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.
Карусели, карусели,
В самолёт с тобой мы сели
И поехали, поехали.
Дети произносят звук и рукой изображают крыло самолёта, бегут по кругу.
Использованная литература.
1. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» : М. Просвещение- 1982.
2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» : М. ВЛАДОС-2000.
3. А. Н. Зимина «Музыкально-дидактические игры» : М. -1999 г.
4. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» : М. Просвещение-1986.