Ольга Воронина
Метод сторителлинга в работе по развитию связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.
Также применяются вспомогательные методические приемы и методы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы.
Одним из таких методов для меня стал метод сторителлинга. Эффективность этого метода я лично проверила на практике, причем, с детьми в возрасте 4-х лет, имеющих заключение ПМПК ОНР II уровня. Результаты впечатляющие. Метод работает. Что же такое «сторителлинг»?
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Каковы цели и задачи сторителлинга
Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Какие возможности дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет :
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
В чем заключается техника рассказа историй?
• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
• Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление) – аргументация – рестейтмент (вывод).
• Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
• Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
• Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
• Начинайте историю с заявки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я.», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.
Как выбрать хорошую историю
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» историю (по-английски sticky, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй.
- Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
- Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Например: сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
- Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
- Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории :
• внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т. п. ;
• внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.
- Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
Также хорошей можно назвать историю, если:
• ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
• дети могут самостоятельно ее пересказать;
• ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
• воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.
Итак, я просто ради эксперимента, попробовала провести занятие по развитию связной речи с детьми 4 лет с заключением ПМПК ОНР II уровня. Выбрала сказку. Конечно, текст сказки достаточно большой. Но преимущество его в том, что сюжет состоит из однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это сказка Сутеева «Три котенка». А начала я занятие так:
- Представляете, ребята, только мы с вами поговорили вчера о домашних животных, как сегодня я иду по улице и вижу такую картину: три котенка – черный, серый и белый – бегают друг за другом. Я решила их сфотографировать, но тут такое началось….
Рассказывание логопедом сказки «Три котенка» с постепенным прикреплением на магнитную доску соответствующих картинок:
«Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь и бросились за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка.
Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую трубу. Котята – за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три черных котенка.
Три черных котенка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: черный, серый и белый».
Дети слушали, раскрыв глаза, постоянно спрашивая: «Ага, и что было дальше». Внимательно смотрели на картинки, начинали высказывать свои версии еще до моего повествования. После моего рассказа мы побеседовали, отработали некоторые лексико-грамматические категории (за кем гонялись котята, куда они прыгали за рыбкой, мышкой и лягушкой, откуда они потом вылезали совершенно в другом обличии, а потом дети сами с увлечением пересказали мне эту сказку, с опорой на картинки. И рассказали очень даже неплохо. Поэтому я могу сказать, что метод сторителлинга очень эффективный в нашей коррекционно-развивающей работе, позволяющий не только развивать связную речь дошкольников, но и раскрепощать даже очень застенчивых и стеснительных детей.