Татьяна Михайлова
Методическая разработка занятия по изготовлению русской народной игрушки «Солнечный конь»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместное, открытое занятие для родителей и детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема занятия: Изготовление русской народной игрушки Cолнечный конь.
Цель: научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол
Программные задачи:
Продолжать развивать у детей и родителей желание заниматься совместно ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по схеме, завязывать мочало ниткой. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.
Публикация «Методическая разработка занятия по изготовлению русской народной игрушки „Солнечный конь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Солнечный конь. Конь из травы или соломы
- Темочки
Задачи:
Образовательные: познакомить с русской народной обереговой игрушкой.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения:
Музыкальное сопровождение
-словесный (беседа, не много истории);
-наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок);
-практические;
-валеологические (физкультминутки).
Материал для изготовления поделки:
Мочало, шерстяные нитки и кусочек флиса.
Ход занятия:
В группу входит воспитатель в руках держит поделку «Солнечную лошадку»
Приветствие:
(Звучит музыка природы) Здравствуйте ребята!
– Я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской на занятии. За окном такой чудесный весенний день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки. – Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).
Воспитатель: – Вы узнаете кого я держу в руках?
Дети: Лошадь
Воспитатель: (Лошадь) - Да, я лошадь, но я не простая лошадь. Я прихожу к детям только весной, поэтому меня и зовут «Солнечная лошадь».
Воспитатель: Лошадка приносит людям тепло и солнце, но как вы замечали, на улице еще нет такого тепла и солнышка не видно. Это, все потому что лошадка грустная.
Воспитатель: А почему ты грустная?
Воспитатель: (Лошадь) – Я совсем одна и у меня нет друзей. Поэтому я пришла к вам в гости, потому что видела, что у вас волшебные ручки, и вы много умеете делать руками. Вы делаете такие красивые поделки. Вот я и решила, что вы мне можете помочь сделать друзей. И когда нас будет много, «солнечных лошадок», то на улице будет чаще выглядывать солнышко, оно обогреет землю и зима отступит.
(Немного истории)
Солнечный конь
Задумывались ли вы, символом чего является Конь? Валерий Войтович в своем фундаментальном труде «Українська міфологія» пишет, что конь – символ верности, преданности, выносливости и быстроты. Он неизменный советчик своего хозяина и служит ему до последней минуты. В заговорах конь и вороной, и буланый, и сивый, и серый, и белый, и огненный, огнедышащий, крылатый. С ясным солнцем или месяцем на лбу, со звездами на боках. Золотогривый – золотохвостый или просто золотой, нередко красный. Он принадлежит к серединному миру и символизирует Небо.
Побратим – конь может летать туда, где живут предки. Вот почему в сказках он передается герою в качестве отцовского наследства. Конь предсказывает будущее, знает все тайны Вселенной. С помощью его шерстинки или волоска герой может стать зверем или птицей и проникнуть в иной мир. Роль проводника тут часто выполняет волшебный конь – помощник героя (Сивка – Бурка, Конек – Горбунок и другие).
Дорогие родители и ребята, как вы думаете, из каких материалов сделана эта лошадка? А каким образом? С чего начать? Предположите, как мы будем делать эту лошадку, в какой последовательности?
Изучаем схему.
Родители и дети приступают к работе.
Чтобы сделать конька, берут пучок необработанной соломы длинной около 10 см. Толщина пучка такая, чтобы его можно было без труда перехватить кистью руки. У одного конца пучок туго перетягивают желтой или красной нитью, отступив от края примерно 2-3 см. Другой конец пучка расправляют веером (рис. 80а)
Второй пучок соломы, приблизительно на треть длиннее первого, также перетягивают нитью, отступив около 2 см от одного края. Затем раскладывают несвязанный конец пучка на две равные части, между ними помещают первую деталь (рис. 80б). Под вложенной деталью пучок плотно перетягивают нитью. Свободный конец пучка снова раскладывают на две равные по толщине части. Каждый пучок по отдельности перетягивают нитями, отступив от краев около 2 см
Еще один пучок соломы, равный по длине предыдущему, перетягивают нитью сначала посередине, а затем с одного из концов (рис 79а). Конец, перетянутый нитью, переворачивают вниз и расправляют свободную солому (рис. 79б). Затем, прижав солому и расправив ее у основания, перевязываем ее веревкой ближе к краю верхушки основания (рис. 79в). Отступив от перевязанного основания 1 см, перевязываем повторно. А сейчас все по порядку.
Физкультминутка
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись-
Через левое плечо,
Через правое ещё,
Дружно присели,
Пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Заключительная часть
Самоанализ:
– Ребята, давайте поставим наших лошадок в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Какая лошадка на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?
(Самоанализ)
Повторение нового материала:
Давайте сейчас повторим:
– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
– Какую народную игрушку вы изготовили? (Солнечный конь)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении? Какие?
– Чему научились? (Ответы детей)
– Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
Рефлексия:
-Ребята, обратите внимание на эту лошадку (нарисованная на картоне лошадка)
Кого она вам напоминает?
Давайте все вместе украсим её. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, украсьте лошадку красным цветочком, если нет – то синий.
Уборка рабочего места:
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
И все вещи соберём!
Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)
Пришла пора всем лошадкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, любимые
Пришла пора прощаться!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Дети! Посмотрите, какой волшебный лес (музыка). Да разве это лес! Это сказка полная чудес. Эту сказку, слушая, поймешь, как прекрасен мир, где ты живешь!
Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми. До свидания!
При подготовке были использованы материалы:
Книга «Русские обряды и традиции» Народная кукла – СПб. «Паритет», 2010 г. Рисунки А. С. Котовой, М. В. Марковой.