Елена Лазебная (Шаламова)
Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой В народном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времен, народная точка зрения на мир, на место человека в этом мире. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, способность к общению, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой придерживаются педагоги нашего ДОУ.
Публикация «Организационно-методическая работа по ознакомлению детей с русской народной культурой» размещена в разделах
Задачи работы :
создание в ДОУ условий для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно-интеллектуального опыта через ознакомление дошкольников с православными праздниками и традициями русского народа;
воспитание уважения и положительного отношения к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания;
формирование чувства любви к «большой и малой» Родине на основе изучения культурных национальных традиций ;
Внедрение в педагогическую практику детского сада разнообразных форм и методов работы по приобщению детей к русской культуре.
Работа ведется в нескольких направлениях: духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в городском краеведческом музее); воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность); культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми); нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
При организации системы работы по данному направлению необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. Организационно-педагогическая работа с кадрами.
Большое внимание уделяется повышению уровня самообразования педагогов. Начиная вести работу, воспитатель, прежде всего, сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
Здесь помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д. Так, например, были организованы работы творческих микрогрупп по темам: «Знакомство детей с православными праздниками и традициями русского народа», «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством». Результат такой деятельности - разработка перспективно-тематических планов, памяток для педагогов, подбор конспектов занятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально-техническими условиями.
Темами методических мероприятий являются как теоретические вопросы, так и методика работы с детьми по выбранному направлению.
Так, для воспитателей были организованы консультации : «Планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой», «Фольклор в жизни ребенка», цикл лекций, объединенный общей тематикой «Как жили люди на Руси»; практическое занятие «Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками».
Важным направлением деятельности является приобщение детей к музейной педагогике. Проведена консультация «Что такое музейная педагогика?», составлены памятки для воспитателей: «Планирование работы с детьми по ознакомлению с музейной педагогикой» и «Содержание работы по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства в разных возрастных группах ДОУ». Заключен договор с городским краеведческим музеем - раз в месяц воспитанники старших групп посещают уроки музея, на которых знакомятся с историческим прошлым нашего города, России.
С целью повышения квалификации ежегодно в ДОУ организуется неделя повышения педагогического мастерства: в дни Рождественских каникул организуется серия открытых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, посвященных осмыслению воспитанниками зимних православных праздников - Рождества, Святок, Крещения; в апреле традиционно проводится Пасхальная неделя - организуется взаимопосещение занятий, посвященных празднованию Пасхи.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Мышление ребенка дошкольного возраста - наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В нашем детском саду оборудована комната русского быта «Горница», в которой собраны предметы старины и быта крестьян. На групповых Полочках красоты широко представлены предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Значительно пополнен фонд наглядно-иллюстративного материала в методическом кабинете: картины русских художников, изготовлен демонстрационный материал по таким разделам, как: «Предметы старины», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси», «Русские воины».
Особо хочется отметить организацию в ДОУ сменных экспозиций мини-музея. За последние два года были организованы :
Выставка совместного творчества детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»(представлены предметы народного декоративного творчества, многие из которых изготовлены руками родителей, членов семей воспитанников);
выставка Пасхального яичка (здесь были представлены не просто банально украшенные яйца, а целые композиции на темы библейских сюжетов, праздничные композиции в стиле икебан, различные макеты пасхальной тематики) ;
выставка «Золотые купола» (изготовление макетов храмов);
выставка кукол «Из истории русского народного костюма» От каждой группы были представлены куклы в женском и мужском костюме. Экспозиция выставки познакомила зрителей с характерными узорами и орнаментами костюмов Белгородской, Воронежской, Курской, Саратовской, Ярославской, Архангельской, Московской и других областей; ребята смогли рассмотреть костюм русского царя и царицы, боярина. Всего на выставке представлено было 24 куклы одиннадцати областей и губерний России. На материале выставки с детьми проводились тематические занятия, познакомившие детей с особенностями русского костюма - материалом, из которого он изготавливался, названиями частей одежды, характерными узорами, вышивкой и т. д. ;
выставка кукол «Игрушки наших предков»», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами, в которые играли еще наши пра-пра- бабушки и пра-пра- дедушки: куклами -закрутками, тряпичными куклами, игрушками из деревянных чурбачков, соломы, мочала, глины, природного материала. Увидели, чем отличаются друг от друга куклы для игр детей и обрядовые игрушки (свадебная кукла, пасхальная кукла, кукла-оберег).
выставка макетов «Как жили люди на Руси», знакомящая дошкольников с бытом и укладом жизни крестьян;
различные выставки детских работ, посвященные праздникам по народному календарю;
тематические выставки «Дымково», «Городец», «Гжель» .