Оксана Мясникова
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно влияют на кору головного мозга. Именно близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Если руки и моторика пальцев рук развиты недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании ребёнка в своём развитии.
Публикация «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность данной темы очевидна и очень важна. В настоящее время у большинства современных детей наблюдается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, точность движений) и ручных навыков (застёгивание и расстёгивание застёжек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речевого развития. При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие, когда речь совсем отсутствует или дети говорят отдельными словами. Очень часто при обращении к сверстникам или взрослым людям, которые их окружают, речь невнятная и с грамматическими ошибками, не всегда бывает понятной. Лишь несколько детей из всех поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую возрасту.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно усвоить им. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Ведь посредством речи совершается развитие мышления, с помощью слова дети выражают свои мысли. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
М. М. Кольцова в своей работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Проблема развития речи является одной из актуальных, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, своевременно и он мог легко адаптироваться в социуме. Необходимо создать условия для формирования речевого развития у детей, начиная с раннего возраста с помощью пальчиковых игр, игровых упражнений.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Уровень развития движений ребёнка определяет уровень физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем он лучше развивается.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость, а это так не хватает современным детям. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, дети начнут придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью своих пальчиков. Очень полезны пальчиковые игры и упражнения в сопровождении стихотворений. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» [4]. Проговаривая стихотворения одновременно с движениями рук, что позволит быстрому запоминанию, речь становится более громкой, чёткой, эмоциональной.
В разработке Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» [2], предложены игры и игровые упражнения, направленные на формирование познавательной активности и творческого воображения детей, развитие согласованных движений обеих рук, дифференцированного движения пальцев рук, укрепляют руки малышей. В ходе игр происходит подражание движениям рук взрослого человека – это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий, а так же взаимодействие со взрослым и детьми, развиваются коммуникативные качества. Формируются дружеские взаимоотношения, развитие чувства уверенности в себе, желание заниматься, формирование чувства радости от полученных результатов.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка. Ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребёнка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка.
Литература:
1. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013 г:
2. Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста», Воронеж, 2006 г
3. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Мозаика-Синтез», 2007 г
4. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста», «Мозаика – Синтез», 2007 г