НАИДА АБДУЛАЕВА
Перспективное планирование наблюдений и труда в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование наблюдений и труда в уголке природы с детьми
старшего дошкольного возраста.
Сентябрь.
Занятие «Как ухаживать за обитателями уголка природы»
Публикация «Перспективное планирование наблюдений и труда в уголке природы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программное содержание. Уточнить и активировать полученные ранее знания о способах ухода за растениями в уголке природы (как поливать, рыхлить почву, поддерживать растения в чистоте). Упражнять в умении определять необходимость поливки растений зрительным путем и на ощупь. Дать новые знания о способах ухода за птицами, рыбами млекопитающими уголка природы. Воспитывать желание ухаживать за растениями и животными. Учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Наблюдение вне занятий. Познакомить детей с новой рыбкой – телескопом. Рассказать об особенностях внешнего вида телескопа; подвести к пониманию взаимосвязи внешнего вида и названия. Поместить в аквариум с золотыми рыбками телескопа. Объяснить, что названа рыбка так за большие, выпуклые глаза, роговые оболочки которых напоминают стеклянные колпачки телескопа (показать его изображение).
Сравнить золотых рыбок: обыкновенную, вуалехвоста и телескопа. Упражнять детей в выделении характерных особенностей внешнего вида каждой рыбки и нахождении общих признаков.
Во время наблюдения рассказать, что все они называются золотыми, но у каждой из них есть и свое название. Предложить детям назвать каждую рыбку и сравнить их. Обобщить высказывание: «Туловище у всех рыбок (кроме простой) короткое, толстое. По форме похоже на яйцо: окраска яркая, красивая; длинный раздвоенный хвостовой плавник».
Октябрь
Наблюдение вне занятий за поведением золотых рыбок. Обратить внимание детей на то, что золотые рыбки не умеют быстро поворачиваться, плавают медленно. Предложить подумать, что это объясняется. Подвести к выводу: короткое толстое туловище и длинные, свисающие вниз плавники мешают золотым рыбкам быстро продвигаться вперед, быстро плавать. Быстрее всех плавает простая золотая рыбка: у нее нет свисающих плавников, а тело вытянутой формы.
Наблюдение вне занятий : сравнение карася и золотых рыбок.
Спросить детей, какие рыбки живут в аквариуме. Предложить показать их и объяснить, по каким признаками они отличаются.
Упражнять в сравнении детей внешнего вида карася и золотых рыбок и нахождении видовых различий: окраска тела, величина, форма тела и плавников.
Предложить детям покормить рыбок и посмотреть, как они будут себя вести. Золотые рыбки сразу начинают заглатывать корм. Карась подплывает к корму только тогда, когда дети отойдут от аквариума. Он очень пуглив и при опасности прячется в заросли растений.
Ноябрь
Занятие «Сравнение золотых рыбок и карася»
Программное содержание. Закрепить знания детей о различии карася и золотых рыбок по внешнему виду и поведению, дать представление о жизни карася в естественных условиях.
Подвести детей к выводу о взаимосвязи между образом жизни и поведением рыб.
Воспитывать устойчивый интерес к наблюдению за рыбами.
Учить детей отвечать распространенными предложениями.
Декабрь
Наблюдение за рыбами вне занятий.
Рассказать детям о назначении плавников.
Обратить внимание на то, как рыбы опускаются на дно аквариума и поднимаются на поверхность. Объяснить, что спинной плавник помогает рыбе держаться вертикальной положении; грудные плавники, раздвинутые в стороны, помогают сохранять равновесие и делать повороты. Хвостовой плавник служит рулем. Рыба с силой бьет им из стороны в сторону, и вся задняя часть ее тела совершает волнообразные плавательные движения.
Январь
Наблюдение за гуппи.
Расширить представление детей о многообразии аквариумных рыбок. Пустить в аквариум гуппи, сказать, как называется рыбка, предложить рассмотреть ее, подумать, что о ней можно рассказать. Обобщить ответы: «Гуппи - маленькая рыбка, окрашенная в различные цвета, которые на солнце как бы искрятся».
Предложить детям внимательно рассмотреть гуппи и золотых рыбок и сказать, отличаются ли они внешним видом и поведением. Упражнять детей в самостоятельном выделении отличительных признаков каждого вида рыб (величина, форма и окраска тела; скорость передвижения).
Февраль
Наблюдение за маленькими гуппи.
Если дети не увидят мальков сами, сообщить им об их появлении. Предложить рассмотреть мальков в аквариуме, сравнить со взрослыми рыбами. Обратить внимание на то, что мальки очень маленькие, серенькие, почти прозрачные, трудно различимые, плавают они по одиночке, гораздо медленнее взрослых рыб. Предложить детям посчитать мальков (кто сколько видит). Спросить, почему мальков трудно заметить в воде? (потому что они бесцветные, сероватые). Предложить посмотреть, как ведут себя мальки, когда к ним подплывают взрослые рыбы. (Мальки стараются уплыть подальше, спрятаться среди растений и камней затаиться. Так же ведут себя мальчик, если кто-нибудь слегка стукнет по аквариуму. Предложить детям объяснить почему мальки прячутся. (чтобы их не съели взрослые рыбы). Объяснить, что бледная окраска и осторожность спасает мальков от опасности.
ПРИМЕЧАНИЕ: после этого наблюдения зарисовать в специальном альбоме мальков гуппи и в последующие дни отмечать все изменения. Происходящие с мальками в дальнейшем.
Март
Наблюдение вне занятий за рыбой меченосец.
Поместить в аквариум меченосца, сказать, как называется новая рыбка, и предложить подумать, почему она так названа.
Расширять представления детей о видовом многообразии аквариумных рыб. Упражнять о самостоятельном выделении характерного признака внешнего вида рыбки: длинный вырост мечевидной формы на нижней части хвостового плавника.
Наблюдение за мальками гуппи в период раскрашивания. (мальки сильно подросли, у некоторых на хвосте появились яркие пятнышки). Объяснить, что окраска сначала появляется у самцов, а самки остаются серенькими, позднее у них тоже могут появиться бледные цветные пятна на хвосте.
Предложить детям сравнить мальков со взрослыми рыбами, найти различия и сходство. Особое внимание обратить на то, что мальки сделались похожими на взрослых рыб, но все еще отличаются от них по размеру и не имеют такой яркой окраски.
Апрель
Наблюдение за выросшими мальками гуппи.
Предложить детям сравнить подросших мальков со взрослыми рыбами, отметь незначительные различия в величине. Обратить внимание на изменения в поведении мальков: они стали смелее, почти не прячутся в заросли растений. Спросить, чем это объяснить.
Дать представление о том, что защитное поведение новорожденных мальков с их ростом исчезают.
Май
Рассматривание с детьми нового растения – роголистника.
Рассмотреть роголистник, спросить детей, на что похоже это растение. Предложить поместить его в банку с мутной водой, отлитой из аквариума во время его чистки, и посмотреть, что произойдет с роголистником через сутки.
Расширить представления детей с многообразии водных растений. Познакомить с характерными особенностями роголистника: внешне – это растение напоминает молодую сосенку. Развивать любознательность.
Рассмотреть растение через сутки. Обратить внимание на то, что роголистник покрылся грязным налетом, словно притянул к себе муть из воды. Дать задание детям промыть его в чистой воде и снова положить в банку. Предложить подумать, почему роголистник называют санитаром.
Июнь
Занятие «пересадка роголистника в аквариум».
Программное содержание. Познакомить детей с очистительным свойством растения: развивать логические мышление. Уточнить знания детей о пользе водных растений.
После того, как вода в банке, где содержался роголистник, станет прозрачной, вылить ее в аквариум. Предложить кому-нибудь из детей промыть растений и тоже поместить ее в аквариум, ближе к свету. Спросить, для чего необходимо это растение в аквариуме. Для очищения воды от грязи, насыщения ее кислородом, для защиты мальков, для украшения аквариума.
Июль
Наблюдение вне занятий за мальками золотых рыбок и меченосцев.
Уточнить представление детей о том, что со временем внешний вид мальков меняется. Подвести к понижению взаимосвязи между хорошим состоянием рыб и уходом за ними.
Предложить детям рассмотреть мальков золотых рыбок и меченосцев. Обратить внимание на то, что мальки увеличиваются в размерах, то есть растут и становится взрослыми. Предложить детям рассмотреть рисунки в альбомах и рассказать, как росли рыбки, заботились ли взрослые о своих птенцах, чем и как питались мальки, как они спасались от взрослых рыбок.
Обобщить ответы: мальки выросли не только потому, что им давали разнообразный корм, но и потому что за аквариумом хорошо ухаживали. В нем была всегда чиста, не холодная вода, много растений, где мальки могли прятаться, много воздуха и света».
Экскурсия на водоем
Познакомить детей с естественным водоемом (прудом, рекой) и его обитателя в сравнении с аквариумом по представлению.
Наблюдение за улиткой лужайкой
Внести в аквариум новую улитку лужайку. Предложить рассмотреть ее. Обратить внимание на то. Что раковина лужайки яйцевидной формы, желтовато-зеленого цвета с тремя бурыми полосками. У лужайки не только крепость – раковина на спине, но и крышечка на ноге. Когда улитка пугается, она втягивает ногу в раковину, а отверстие захлопывает крышечкой, такой же твердой, как и раковина.
Дать детям представление о многообразии улиток: познакомить с характерными особенностями внешнего вида лужайки.
Август
Наблюдение за поведением улитки лужайки.
Предложить детям понаблюдать за лужайкой и рассказать, как она передвигается и питается с помощью «широкой ноги»,. жестким языком водоросли со стенок аквариума. Обратить внимание на то, что лужайка не поднимается к поверхности воды. Объяснить, что у нее есть жабры, она дышит воздухом, который находится в воде.
Сравнение улиток – катушки и лужайки.
Упражнять детей в сравнении улиток, нахождении отличительных признаков и установлении сходства.
Предложить детям внимательно рассмотреть улиток, подумать и сказать, чем они отличаются формой и цветом раковин и в чем их сходство тело обеих покрыто раковиной, способ передвижения и питания одинаков, обе очищают аквариум от остатков пищи, налета водорослей на стеклах.
Занятие «обитатели нашего аквариума».
Программное содержание. Систематизировать знания детей о характерных особенностях животных и растений аквариума. условиях, необходимых для их роста и развития.
Воспитывать сознательное отношение к обязанностям дежурных в уголке природы.
Побуждать детей рассказывать о своих наблюдениях за обитателями аквариума.