Мальченко Наталия Коростылева
Познавательно-исследовательская деятельность «В гости к Березке» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДСКВ № 22 г. Ейска МО Ейский район
Методическая разработка
познавательно-исследовательской деятельности детей
Тема: «В гости к Березке»
Воспитатель: Коростылева Наталья Евгеньевна
Старший дошкольный возраст (седьмой год жизни).
Тема: «В гости к Березке»
Цель: расширить представления дошкольников о русской березе через познавательное отношение к окружающему миру.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „В гости к Березке“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Программные задачи:
- создать условия для формирования познавательного интереса к миру природы,
посредством экологического воспитания;
-сформировать представление у детей о жизни берёзы, обратить внимание на ее использование в жизни человека, в творчестве;
-развивать у детей познавательный интерес, мыслительные операции анализа, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
-заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережного отношение к ней;
-воспитывать у детей чувство «прекрасного», умение ценить красоту природы, её неповторимость, хрупкость.
Виды детской деятельности : игровая; познавательно-исследовательская; коммуникативная; музыкальная деятельность.
Формы организации детей: фронтальная.
Оборудование:
1. Макет «Березовая роща».
2. Картинки времена года (осень, зима, лето, весна);
природные явления (солнце, ветер, дождь, облако, радуга, снег) .
3. Пакет, нарезанные салфетки, прищепка.
4. Береста
5. Мяч
6. Лупы
7. Разрезные картинки для дидактической игры
8. Предметы из бересты
9. Ленты цветные
10. Компьютер, мультимедиа, магнитофон
Реализация содержания программ в образовательных областях:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие.
Планируемые образовательные результаты:
-знает времена года, природные явления;
-знает правила поведения на природе, вежливые слова;
-умеет поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы;
-активно взаимодействует с педагогом и сверстниками;
-активно участвует в экспериментальной деятельности.
Методические приемы:
1. Беседа с детьми о настроении, о явлениях в природе, о правилах поведения в природе.
2. Игровое упражнение «На что похоже настроение».
3. Мелодекламация «Весёлое облачко» (Е. Матвиенко)
4. Игра «Правила поведения в природе».
5. Дидактическая игра «Сложи картинку».
6. Исследовательская работа по изучению коры березы.
7. Использование художественности слова.
Предшествующая работа:
1. Создание макета: «Березовая роща».
2. Беседы «Воспетое дерево», «Красота природы бесценна», «Люблю берёзку русскую…».
3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
4. Исследование коры березы под лупой.
5. Разучивание пословиц, поговорок.
6. Заучивание стихов о березе : П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза».
7. Рисование: «Белая берёза», «Красивое развесистое дерево зимой» (Береза).
8. Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна»; И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; Иван Иванович Шишкина «Березовая роща»; Исаак Левитана «Берёзовая роща».
9. Показ слайдов «Народные промыслы».
10. Дидактические игры: «Подбери слово» (к слову березовый, «Какая береза?»).
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычный день, сколько к нам пришло гостей!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
Воспитатель. Ребята, посмотрите на наших гостей, от ваших теплых слов они улыбнулись, и настроение у них поднялось. Интересно, а с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? На что оно похоже, ваше настроение?
Посмотрите на карточки, которые лежат на столе, что изображено на них?
Дети. Времена года, живая и неживая природа.
Воспитатель. Пожалуйста, ребята, выберите себе картинку, которая похожа на ваше сегодняшнее настроение.
Игровое упражнение «На что похоже настроение»
(Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление или состояние погоды, похоже на сегодняшнее настроение детей, например: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе»
Упражнение проводится по кругу. В конце игры дети обобщают – какое же сегодня в группе настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.
2. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию
Воспитатель. Ребята, посмотрите, из-за нашего веселого настроения, в группе появились веселые облачка. (На ковре россыпью лежат пакеты, в нем воздух и нарезанные из салфеток дождинки).
Вопросы поискового характера.
Вы когда - нибудь играли с облаками?
Дети. Нет, мы не играли.
Воспитатель. А почему с облаком нельзя играть?
Дети. Облака находятся высоко на небе. Мы не можем достать до неба. Облако воздушное, мягкое, пушистое, руками его не взять.
Воспитатель. Сегодня, облака решили, опуститься к нам на землю и у нас появилась возможность поиграть с ними. Хотите поиграть? (Дети – «Да!»)
Мелодекламация " Весёлое облачко" (Е. Матвиенко)
С белым облаком с утра - весело играю я!
С белым облаком с утра - весело играю я!
Может облако кружиться, на ладошку мне садиться!
На ладошке посидит, дальше облачко летит!
Может высоко взлетать, на головке полежать.
На носочках я иду - облако на голове несу!
Снова облако кружиться, вместе с ветром веселиться!
Покружилось, полетало, облачко моё устало.
С неба хитро улыбнется, дождиком на всех прольётся!
Вот так!
(Игровые движения выполняются согласно тексту. Игра проводится с белым пакетом, в нем воздух и нарезанные из салфеток «дождинки». Пакет держит прищепка, в конце игры ребенок её легко снимает и высыпает дождинки.)
В одном из пакетов находится берестяное письмо, вместе с дождинками оно выпадает, дети находят бересту и начинают рассматривать
3. Мотивационный момент.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, вместе с дождиком, что - то выпало ещё. Интересно, что это такое?
Дети. Это кора березы.
Воспитатель. Кора березы? Ничего не понимаю, но как она попала на облако?
Дети. (варианты ответов - На облако попала из-за ветра).
Воспитатель. Ребята посмотрите, здесь изображены какие-то знаки, может это послание нам, но от кого?
Дети. Если послание написано на коре березы, тогда оно может быть от самой березки. Она сообщает нам, что приглашает нас в гости, в осенний лес, познакомиться с её друзьями, поводить хороводы и проститься до весны.
Воспитатель. Ну конечно это послание от нашей любимой подружки березки, как я сразу не догадалась! Ну, что, дети, принимаем приглашение?
Дети. Да, принимаем приглашение.
Воспитатель. Значит, пришло время отправляться в путь. А путь у нас простой,
танцуй пока молодой!
Звучит детская песня «Топотушки»(Альбом детских песен «Буренка Даша»)
Дети становятся друг за другом и под видео музыку шагают по группе по направлению к макету «Березовая роща», где встретит их «Березка»
Сюрпризный момент (появление березки)
Березка. Здравствуйте ребятишки, мои девчонки и мальчишки!
Дети. Здравствуй милая березка! Низко кланяемся тебе!
Березка. Это я, березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,
С ветками кудрявыми - в жёлтом одеянии!
Дети. Да нравишься!
Березка. Я очень рада видеть вас в своем царстве-государстве! А вы знаете, что пришло чудесное, торжественное и слегка печальное время года, как оно называется?
Дети. Это время года - Осень!
Березка. А как вы узнали, что наступила осень?
Дети перечисляют признаки осени.
Березка. Да ребята, вы все правильно сказали, поэтому напоследок перед долгой холодной зимой, я решила позвать своих друзей, поиграть с вами и показать всю свою красоту и всю прелесть моего царства-государства.
Березка. Ребята, как называется лес состоящий только из берез?
(Дети рассматривают макет «Березовая роща» и дают варианты ответов)
Березка. В народе нас называют «Белоствольными», вы знаете почему?
Дети: Береза имеет белую кору, она защищает дерево от холода, ветра, дождя.
Береза : Береза – это единственное дерево в мире с белой корой. Это чудо объясняется тем, что в коре березы есть особое вещество, которое окрашивает кору. Ученые назвали его бетулином (по латыни «береза» - «бетула»)
Белая кора березы отражает солнечные лучи. Поэтому всегда, даже в самый жаркий день, она остается прохладной. Разве это не чудо? Как еще называют березовую кору?
Дети: Береста.
Береза : В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. Плели лапти. делали посуду, игрушки. (Показ изделий из бересты)
Береза : Сейчас мы с вами рассмотрим бересту. (Детям предлагаю рассмотреть бересту при помощи лупы) Что вы заметили ещё на ней?
Дети: черные черточки
Береза : Да, вы заметили на бересте черные черточки - это отдушины, ещё их называют - чечевички, через них береза дышит. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной березовый сок пьют все животные, а что это за животные, нам помогут узнать разрезные картинки, которые находятся в конвертах.
Предлагаю разбиться на группы, выбрать себе конверт, сложить картинку и соотнести её с картинкой на макете.
Дидактическая игра «Сложи картинку» (животные).
(На столе в конвертах лежат разрезные картинки, необходимо сложить картинку и сопоставить её с картинкой на макете).
Березка. Березы прекрасны в любое время года.
(Воспитатель показывает детям березу в разные времена года).
Осенью – они покрываются золотистой листвой.
Зимой – на веточках лежит белый кружевной снег.
Весной – на ветках появляются клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Ой, пока я вам все показывала, мои деревья перемешались.
Ребята, расставьте пожалуйста все мои березки по временам года.
Упражнение «Расставь березки по временам года»
(Дети на макете выставляют березы по временам года)
Березка. Ой, ребята, чего- то не хватает в моей осенней березовой роще.
И на горке, и под горкой,
Под берёзкой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Дети. Грибы.
Березка. Да, не хватает грибочков. Вы знаете ребята, как приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Осень в самом разгаре! Скоро приедут грибники, а грибов то, нет в лесу! Нужно срочно чтоб они появились, а помогут нам загадки! Я буду загадывать загадки о грибах, а вы найдете их изображение и разместите на макете.
1. Длинный гриб. В траве он рос
Возле двух сестер — берез.
Если вы его узнали, то скажите,
Как назвали?
(подберезовик)
2. Желто – рыжие сестрички,
Величают нас. (лисички).
3. Он стоит под ёлкой в шляпе,
На широкой толстой лапе.
Хоть без солнца загорелый,
А зовут его все…
(белый)
(Дети отгадывают загадку, находят соответствующую картинку и располагают на макете).
Березка. Ну вот, теперь все на месте. Ой, ребята пока мы играли, сколько листьев моих на землю упали. Помогите их собрать и портрет мой написать.
Ребята, обратите внимание, что на земле лежат не только листья березы, но и листья с других деревьев. Вам необходимо собрать только те листочки, которые принадлежат березке.
(На мольберте весит портрет, дети собирают листья и приклеивают их вокруг лица, как волосы).
Береза : Какой красивый получился портрет, за свою красоту береза стала символом России, её всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, а дружба девушек в России, всегда скреплялась магическим обрядом «заплетания березы». Утром в нарядных платьях они шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её ветви цветными ленточками. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры.
Береза : А давайте и мы украсим нашу берёзку по русскому обычаю.
Дети вешают на берёзку (макет дерева) цветные ленточки.
Береза : Посмотрите, ребята, какая красивая и нарядная получилась у нас берёзка. Давайте и мы заведём хоровод вокруг берёзки, как в старину.
Дети под песню «Во поле берёза стояла» водят хоровод вокруг берёзки.
Береза. Ну, вот мои маленькие друзья, пришло время прощаться, вам пора возвращаться. Мы так хорошо играли, что вы нового узнали? (Ответы детей)
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей!
(исполнение песни группой Любе и Сергеем Безруковым – Берёзы)