Оксана Ломакина
НОД для детей подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию «Матрена Смирнова — наша землячка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для детей подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию «Матрена Смирнова – наша землячка»
Цель: знакомство с биографией и творчеством Матрены Смирновой.
Задачи:
Познавательное развитие :
-знакомить с биографией поэтессы Матрены Смирновой,
- познакомить с понятиями географическая карта, «населённый пункт»,
- познакомить детей с расположением района и поселка на карте Пензенской области.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Речевое развитие :
- обогащать словарный запас детей,
- развивать умение правильно строить предложения.
Художественно – эстетическое развитие :
- развивать образное мышление детей.
Социально – коммуникативное развитие :
-развивать интерес к интересным фактам, относящимся к жизни в Городищенском районе,
- прививать любовь к родному краю.
Словарная работа: населённый пункт, область, изба, двор.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций и фотографий с видами Пензы и области, работа с лепбуком «Моя малая Родина» и настольной игрой «Путешествие по поселку Чаадаевка».
Оборудование: лепбук «Моя малая Родина», книга-раскраска «Матрена Платоновна Смирнова детям», презентация «Матрена Смирнова».
Ход НОД:
Педагог рассматривает страницы для книги «Матрена Платоновна Смирнова детям».
Д. - Чем вы занимаетесь?
В. -Ребята, посоветуйте, как лучше поступить. Сразу сшить книжку или сначала раскрасить ее?
Д. - Сначала раскрасить. А что это за книжка?
В. - В этой книге собраны стихи поэтессы, которая жила раньше совсем рядом с нашим поселком и звали ее Матрена Смирнова.
Д. - А где она жила?
В. - Давайте посмотрим на карте. (работа с лепбуком).
В нашей стране почти 100 областей и одна из них наша. Кто знает в какой области мы живем?
Д. - Пензенской.
В. - Молодцы, а вот наша область (показ по карте). Посмотрите, сколько в ней районов. А может кто-то знает, в каком районе мы живем?
Д. - Городищенском.
В. - И это знаете. Здорово! В этом году у нашей области юбилей, ей исполняется 80 лет. А еще нашу область сделали известной очень многие талантливые люди. В музыкальном зале мы видели с вами их фото и читали о них. Там ведь и фото Матрены Смирновой есть. Эта поэтесса родилась и жила в селе Русский Ишим (показ презентации и карты).
В семье у Матрены было четверо детей и она была вторая, поэтому она помогала матери по хозяйству и приглядывала за младшими сестрой и братом. Матрена была очень умной девочкой и очень хотела учиться, но в семье не было денег для ее учебы и закончив всего три класса родители забрали ее из школы, чтобы она помогала по дому.
Девочка с 12 лет работала наравне со взрослыми, няньчила младших ребятишек дома, а еще и соседских во дворе. Но Матрену очень сильно отличало то, что она любила книги. Даже предя пряжу она успевала читать, а уж вышивая с подружками она часто сама придумывала веселые стишки и прибаутки.
Посмотрите на листочки из нашей книги, какое стихотворение вам хотелось бы прочитать?
Дети выбирают, воспитатель читает стихи.
Матрена успевала и стихи сочинять и по хозяйству помогать. А знаете ли вы, чем грелись раньше в избах?
Д. - Печки дровами топили.
В. - предлагаю вам попробовать, как Матренушка заготавливала дрова и топила ими печку.
Физкультминутка «За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
В. - А еще очень нравилось Матрене ребятишек учить грамоте и счету. Потому ее и называли маленькой учительницей. Мечта у нее была, в школе с ребятами заниматься. И она сбылась. В 17 лет стала Матрена учителем, любили ее ребята, слушались. Конечно, и семья у Матрены была, муж и сыночка два. Вот только горе пришло в семью в ней, да и во многие семьи. Как вы думаете, что могло случиться?
Д. - Кто-то умер.
В. – Началась война. Жестокая, долгая. Все мужчины в селе на фронт ушли и многие не вернулись. Четыре года война длилась. Не вернулся муж Матрены с войны. А она его всю жизнь любила, так больше замуж и не вышла. Посвятила себя детям и стихам. Много она писала стихов. На ее стихи и песни сочиняли.
Прослушивание «Милая роща».
В. - Вся Россия знает нашу поэтессу, а весь Пензенский край гордится, что она жила и творила рядом с нами.
Вот такая женщина была Матрена Смирнова. Так как Вы думаете, стоит так оставить странички или все таки украсить их?
Д. - Раскрасить конечно!
В. - А что с этой книжечкой мы сможем сделать потом?
Д. - показать ребятам из других групп, выучить стихи.
В. –Было бы здорово!
Самостоятельная деятельность детей по раскрашиванию страниц, после чего страницы собираются в книгу и воспитатель читает стихи, выбирают стихотворение для заучивания.