Дмитриева Надежда
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной к школе группы «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей об истории огня, подвести к пониманию того, что огонь для человека может мыть как другом, так и врагом.
Задачи:
1. Выявить и уточнить представления детей об огне, как источнике жизни, символе мира и памяти, так и источнике бед и разрушений.
2. Закрепить умение действовать в пожароопасной ситуации – правильно обратиться в пожарную службу по телефону 01.
Публикация «Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной к школе группы „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
3. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес к опытам и экспериментам.
4. Воспитывать в детях чувство коллективизма и единения, закрепить понимание того, что от стараний каждого зависит результат общего дела.
Оборудование: видеоролик «Лесной пожар», стульчики по количеству детей, разные кубики и предметы из игры «Строитель», монитор компьютера, клавиатура, палатка, пледы в виде звериных шкур, короб, меховые шкуры, камешки, древесные палочки – по 2 шт. на каждого ребёнка, сухая трава, картина «Жизнь пещерных людей», мольберт - 2 шт., магниты, изображения пяти олимпийских колец, факела и пламени огня, фишки двух цветов, картинки с зимними и летними видами спорта – по 3 шт. каждого, телефон – 2 шт., картинки с изображением Вечного огня, георгиевская ленточка, репродукция картины «Подвиг Александра Матросова» художника В. Е. Памфилова, разные картинки небольшого размера с изображением огня, ватман с изображением костра, музыкальное оформление - «Строим машину – времени», «Полёт во времени», «Дикари», шум стадиона, песня «Олимпийский огнь золотой», звуки боя.
Предварительная работа: беседы «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека», ООД «О, спорт, ты мир!», «Этих дней не смолкнет слава», «День Победы – праздник со слезами на глазах», рассказ воспитателя о Георгии Победоносце, подвиге Александра Матросова, рассматривание репродукции картины «Подвиг Александра Матросова» художника В. Е. Памфилова и составление рассказа по ней, чтение художественной литературы Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Н. Харрис «Первобытные люди», разучивание физминутки «Мы люди – дикари», дид. игра «Разные виды спорта».
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: Дети, проходите в группу. Сегодня, к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (дети здороваются). Нашим педагогам интересно, чем мы занимались в течение года, чему вы научились, что нового узнали. Поэтому, сегодня я вам всем желаю проявить себя только с лучшей стороны, показать все свои знания, быть активными, старательными, внимательными. Ну, что пора за дело? Ребята, готовясь к сегодняшнему занятию, я долго не могла определиться: «Какую же тему для разговора с вами мне выбрать?». Пока не увидела по телевизору в программе «Время» вот этот репортаж… (воспитатель включает на компьютере краткий репортаж о горящих в Сибири лесах, дети смотрят)
После просмотра, воспитатель просит детей ответить на следующие вопросы:
- Что вы поняли из увиденного? (горят леса, огонь подошёл к населённым пунктам)
- Как вы думаете, почему это происходит? (люди жгут прошлогоднюю сухую траву, плохо тушат костёр в походе, играют со спичками, удар молнии и другие ответы детей)
- Так, что же получается? Огонь – это всегда беда, огонь нам враг? (ответы детей)
II. Основная часть
Воспитатель: Чтобы более точно и подробнее ответить на эти вопросы, предлагаю отправиться в путешествие вглубь веков, назад в прошлое и выяснить: «Как появился огонь? Кем он был человеку другом или врагом? Ну, что готовы отправиться назад в прошлое? На чём же мы туда отправимся? (ответы детей). Думаю, что «Машина времени» для этого самый подходящий транспорт, осталось только её построить.
Под музыку дети с воспитателем из стульчиков, кубиков, строительных брусков строят «Машину – времени».
Воспитатель: Ну, вот «Машина – времени и готова! Пройти на её борт можно только за вежливое слово.
Словесная игра «Вежливое слово»
Воспитатель: Команда в сборе? Все готовы?
Начинается отсчёт, отправляемся в полёт!
Раз, два, три – «Машина – времени лети!
Дети: Раз, два, три – «Машина – времени лети!
Воспитатель: Что такое? Нет движенья! Обратимся к системе управления! (воспитатель смотрит в экран компьютера, что – то печатает на клавиатуре). Ага, выявлены неполадки. Читаю инструкцию: «Чтобы на «Машине – времени без проблем летать, нужно всё о времени вам ребята знать. Вот тогда машина и заведётся»
Воспитатель предлагает детям поиграть в словесные игры
«Назови времена года», «Назови части суток», «Назови дни недели».
Воспитатель: О времени вы всё ребята знаете, и потому… тихонечко взлетаете!
Звучит музыка, под которую «Машина – времени» взлетает и летит.
Воспитатель: Ну, а чтобы наш полёт прошёл быстро и с пользой предлагаю поиграть в разные игры.
Словесная игра «Скажи наоборот»
кислый – сладкий широкий – узкий
гладкий – шершавый чистый – грязный
твёрдый – мягкий добрый – злой
умный – глупый светлый – тёмный
ленивый – трудолюбивый сориться – мириться
сытый - голодный день – ночь
высокий – низкий мир – война
Словесная игра «Что лишнее и почему?»
помидор – чеснок – кабачок – платье – морковь – редиска
сковорода – кастрюля – мухомор – чайник – тарелка – ложка
берёза – тополь – карагач – осина – кедр – дуб
воробей – голубь – скворец – ворона – сорока – синица
сом – щука – карась – муравей – камбала – ёрш
жираф – тигр – белка – лев – обезьяна – носорог
гусь – селезень – снегирь – индюк – петух
расчёска – полотенце – носовой платок – валенки – шампунь – мыло
шапка – шаль – панамка – каравай – кепка – фуражка
повар – учитель – трамвай – ветеринар – спасатель – врач
Воспитатель: Но, вот мы и прибыли к месту назначения. Мы в прошлом (дети выходят из «Машины – времени» и подходят к пещере, звучит музыка «Дикари»).
Воспитатель спрашивает:
- Как вы думаете, куда мы прилетели? (к первобытным, пещерным, древним людям)
- Кто такие пещерные люди? (это наши предки)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в пещерных людей. Но для этого вам необходимо кое-что изменить в своём внешнем виде (воспитатель открывает короб со шкурами) Думаю, это то, что нужно! Переодевайтесь побыстрее! (дети прикрепляют к своей одежде меховые шкуры) Ну, вот теперь вы настоящее племя дикарей! Расскажите цивилизованным людям (показывает на гостей) о своей жизни отвечая на вопросы вот по этой картине (воспитатель показывает картину «Жизнь пещерных людей»)
- Где жили древние люди? (в пещерах, хижинах)
- Почему местом для жилья они выбрали пещеры? (чтобы прятаться от диких животных)
- Где они обычно строили хижины древние люди? (около рек)
- Почему? (чтобы быть поближе к воде – пить, мыться, ловить рыбу)
- Чем занимались древние люди? (охотой, рыбалкой)
- На кого они охотились? (на мамонтов, саблезубых тигров)
- Чем питались древние люди? (мясом, рыбой, ели всё сырое)
Физминутка «Мы люди – дикари»
Просыпаются в пещере полулюди, полузвери.
Ходят словно на работу эти люди на охоту.
На охоту все собрались – порычали, почесались.
У костра погрели спины и схватились за дубины.
Взяли копья, в лес пошли, у реки следы нашли.
Яму до рассвета рыли, сверху ветками прикрыли,
Чтоб в неё попался он – волосатый, вкусный слон.
Мамонтёнок фрукты кушал, маму с папою не слушал
И его в лучах зари окружили дикари.
Дикари его ругали и дубинами пугали.
А в пещере у костра кушать всем давно пора!
Воспитатель: Тяжела была жизнь древнего человека, пока он не научился добывать огонь. Расскажите, как наши предки добывали огонь? (рассказы детей). А сейчас, предлагаю представить, что мы первобытные люди и нам нужно развести костер.
Эксперимент: «Камень о камень»
«Потрём сухие палочки»
Воспитатель: Как, видим дело не простое. Древнему человеку требовалось много времени, усилий и терпения, чтобы разжечь огонь. Скажите, что изменилось в жизни древнего человека с появлением огня? (ответы детей : теперь он смог обогреть своё жилище, согреться сам у костра, человек мог пожарить на огне мясо, рыбу, огонь помогал человеку на охоте – факелом огня он загонял зверя в яму – ловушку) Так, значит, каким был огонь для древнего человека? Подберите слова признаки (необходимый, нужный, важный, жизненнонеобходимый, жизненноважный). Думаю, что после такого путешествия к нашим предкам, вы хорошо уяснили значение огня для древнего человека, и мы можем двигаться дальше (дети снимают шкуры). И, я уже слышу шум стадиона, крики болельщиков, потому что, «Машина – времени» переносит нас на самую настоящую олимпиаду!
Раздаются звуки шума стадиона, крики болельщиков.
Воспитатель: Ну, а раз так, то теперь вы не мальчики и девочки, а самая настоящая спортивная команда олимпийцев, а я ваш тренер. И, согласно нашему расписанию сейчас время для тренировок.
Физминутка «Выше, быстрее, смелее»
( под музыку дети выполняют разные физические упражнения: бег, прыжки в длину, отжимание и т. п.)
Воспитатель: Тренировка закончилась! Прошу всех спортсменов построится на открытие Олимпиады (дети подходят к мольберту) Воспитатель задаё т вопросы:
- Что такое Олимпиада? (это очень большое спортивное соревнование)
- Из какой страны пришла традиция проводить Олимпиаду? (из Греции, города Олимпия)
- Какие символы Олимпиады вы знаете? (5 колец, 5 кругов – знак пяти материков, белый флаг, олимпийский огонь)
- Что означает 5 колец? (спортсмены со всего света – 5 континентов: Европы, Африки, Америки, Азии, Австралии, - приезжают на соревнования)
- Что считается началом Олимпиады? (поднятый олимпийский флаг, флаг той страны, где проходит Олимпиада и зажжённый олимпийский огонь)
- Какие, в зависимости от времени года, бывают Олимпиады? (зимние, летние)
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
- Какие летние виды спорта вы знаете?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Своими правильными ответами вы зажгли олимпийский огонь (прикрепляет пламя к факелу) и мы можем начать соревнование. Разделимся на команды (с помощью фишек)
Задание №1 «Назови спортсмена» (с мячом, воспитатель поочередно, кидая мяч детям, просит продолжить фразу)
Футболом занимается … футболист.
Гимнастикой занимается … гимнаст.
Биатлоном занимается. биатлонист.
Баскетболом занимается … баскетболист.
Теннисом занимается … теннисист.
Гольфом занимается. гольфист
Волейболом занимается … волейболист.
Плаваньем занимается … пловец.
Боксом занимается … боксер.
Легкой атлетикой занимается … легкоатлет.
Шахматами занимается … шахматист.
Фехтованием занимается. фехтовальщик
Хоккеем занимается … хоккеист.
Борьбой занимается … борец.
Велоспортом занимается … велосипедист
Задание №2 «Отгадай по действиям»
Инструкция: команды выступают по-очереди. У каждой команды по 3 картинки с разными видами спорта. Сначала, одна команда, только с помощью движений показывает команде соперника тот вид спорта, который у неё изображён на картинке, соперники отгадывают. Потом вступает в соревнование другая команда.
Задание №3 «Сообщи о пожаре»
Инструкция: каждый человек должен уметь сообщить о пожаре по телефону. Сейчас, мы посмотрим, умеют ли это делать наши олимпийцы. Ваша задача – набрать нужный номер, сообщить свой домашний адрес и сказать что горит.
Воспитатель: С заданиями справились отлично! (подводит итог, объявляет счёт). На этом наша Олимпиада заканчивается, и олимпийский огонь гаснет (воспитатель убирает пламя с факела). А, путешествие наше продолжается!
Раздаются звуки боя: стрельба из автоматов, взрывы, авианалёт.
Воспитатель: Ребята, мы оказались с вами в самой горячей точке боевых действий. «Машина – времени» перенесла нас в XX век, в его главное, военное, историческое событие – Великую Отечественную войну. А, это значит, что теперь вы не просто дети, а отряд солдат, которые всё знают о войне. А, коли так, то слушай мою команду: «По фашистам, любыми военными словами, обозначающими предмет, признак, действие предмета чётко, громко – ПЛИ!
Словесная игра «Назови правильно» (по окончании игры звуки боя затихают).
Воспитатель: Молодца, бойцы! Своими правильными ответами вы сразили фашистов, и бой закончился победой наших солдат над врагом. Теперь, вы можете немного отдохнуть: «Привал!» (дети садятся). И у нас есть время поговорить о военных событиях 1941 – 1945 годов. Скажите:
- Какой праздник отмечала вся наша страна 9 Мая? (День Победы)
- Что это была за Победа? Кого победил русский народ? (фашистов, фашистскую Германию)
- Как называлась война, в которой русский народ победил фашистскую Германию? (Великая Отечественная война)
- Объясните каждое слово. Что значит Великая? (в ней погибло очень много людей – 27 миллионов). Что значит Отечественная? (на защиту своей Родины встали все – и дети, и взрослые)
- Назовите главные символы праздника День Победы (Георгиевская ленточка, Вечный огонь)
- Что означает Георгиевская ленточка? (это знак памяти «Я помню, я горжусь!»)
- В честь какого святого Георгиевская ленточка приобрела такое название? (в честь святого Георгия Победоносца)
- Что вы знаете о Георгии Победоносце? Расскажите. (Георгий Победоносец был необычным человеком. Бог дал ему особую, волшебную силу, и сделал его святым – особенным. Георгий Победоносец творил настоящие чудеса, но особенно он помогал всем военным, солдатам. Он приносил им победу в бою и берёг от вражеской пули)
- Георгиевская ленточка двухцветная. Что означает на ней оранжевый цвет? (огонь, вечное пламя огня). Что означает на ней чёрный цвет? (порох, пепел, дым сгоревших русских городов)
- Расскажите о Вечном огне. Почему его так называют? (он горит всегда, вечно, и ничто не может его потушить)
- Зачем горит Вечный огонь? (чтобы люди помнили, тех, кто погиб на войне)
- В какой стране впервые вспыхнул Вечный огонь? (во Франции)
- Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете? (Александра Матросова). Расскажите о его подвиге (Александр Матросов - настоящий герой. Он совершил храбрый, героический поступок. Вот как это было. Шёл бой. Фашисты поступили очень хитро. Они вырыли в земле яму и завалили её брёвнами – получился дзот. Фашисты сидели в этой яме и стреляли из пулемёта по нашим солдатам. Наши солдаты никак не могли заглушить вражеский автомат и вытащить немцев из дзота. Тогда, Александр Матросов подбежал к дзоту и накрыл его своим телом. Пули фашистского автомата пронзили тело Александра Матросова. Он погиб. В это время его товарищи подбежали и забросали дзот гранатами. Враг был уничтожен.)
Воспитатель: О защитниках Родины, нелёгкой солдатской службе есть много пословиц, предлагаю вспомнить некоторые их них (дети называют пословицы)
Пословицы:
1. Солдатом быть – Родине служить.
2. Солдатское дело – воевать умело.
3. Друг за друга стой – выиграешь бой.
4. Жизнь не пощадим, а врага разгромим.
5. Один за всех, и все за одного.
Воспитатель: Молодцы, бойцы! Вы показали отличные знания военной истории нашей Родины. Командование выносит вам благодарность. На этом наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться домой.
III. Итог занятия.
Дети садятся в «Машину – времени» и летят домой.
На фоне музыки воспитатель задаё т детям вопросы:
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
- Что нового ты узнал?
- Что ты расскажешь о сегодняшнем путешествии дома?
- Кого из ребят тебе бы хотелось особенно отметить? Почему?
- Кто из ребят тебя сегодня удивил? Почему?
- Кому бы ты хотел сказать «спасибо» в этом путешествии?
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Думаю, что сегодняшнее путешествие обогатило вас знаниями об истории огня, и вы теперь правильно и уверено сможете сказать, когда нам огонь – друг, а когда - враг. На память о нашем путешествии предлагаю изготовить коллаж «Злой и добрый огонь».
Изготовление коллажа.