Попова Оксана
Материалы самоанализа деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Попова Оксана Владимировна, 1976 года рождения. Имею среднее специальное образование, в 1995 году окончила Тамбовский педагогический колледж №1 им К. Д. Ушинского, квалификация учитель музыки и музыкальный руководитель в детском саду. Стаж моей работы 11,5 лет, из них 1,5 года воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №67 «Улыбка» города Тамбова. Заявленная первая квалификационная категория по должности воспитатель.
Публикация «Материалы самоанализа деятельности воспитателя» размещена в разделах
Приоритетная цель деятельности МДОУ детского сада комбинированного вида №67 «Улыбка» администрации города Тамбова – создание условий для обучения и воспитания всесторонне развитой личности. Коллектив нашего детского сада обеспечивает воспитание, образование и развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, а также оказывает коррекционную помощь детям с отклонением в развитии (нарушение речи) от 2,5 до 7 лет. Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В условиях модернизации и развития дошкольного образования происходят существенные изменения в организации и содержании деятельности дошкольных учреждений. Коллектив нашего детского сада включился в разработку модели программы развития. В результате совместной деятельности администрации, специалистов, педагогов ДОУ были определены новые ориентиры и разработаны документы по комплексному решению задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннему воспитанию, обогащению развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности, которая предполагает всестороннее развитие личности воспитанников.
Деятельность нашего педагогического коллектива направлена на создание интегративного образовательного пространства, обеспечивающего полноценное развитие и социализацию дошкольника, равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в школе.
В центре современного образования находится личность ребенка, его стремление к пониманию целостной картины мира, освоению культуры, как опыта предшествующих поколений. Детский сад – это первый этап воспитания такой личности.
На первом месте работы нашего дошкольного учреждения находится здоровьесбережение детей, развитие и саморазвитие ребенка. Детский сад ориентирован на подготовку воспитанников как к продолжению образования в школе, так и к применению полученных компетенций в жизни, в своей практической деятельности.
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с задачами нашего образовательного учреждения. В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю проблеме: «художественно-эстетическое воспитание через ознакомление дошкольников с искусством оригами».
Исходя из выше сказанного, лично для себя ставлю следующие задачи:
• определение уровня современного преподавания и изучения различных видов оригами;
• анализирование программ, учебно-методических пособий, наглядных и дидактических средств обучения;
• раскрытие образовательных и воспитательных возможностей оригами и на основании этого определение места и роли художественно-эстетического воспитания в системе дошкольного образования.
Решая воспитательно-образовательные задачи, стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
В своей работе я уделяю особое внимание развивающему обучению, организовываю образовательный процесс в группе так, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом, играть, спорить, самостоятельно открывать и познавать что-то новое для себя, добывать новые знания. Я учу своих воспитанников логически мыслить, бережно относиться к окружающему, быть активными и инициативными.
Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей в нашей группе построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу. Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка, посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех общественных, научных, эстетических, нравственных запросов. Ребенок воспринимается мною как личность, имеющая право на собственное мнение, развитие в соответствии с собственным планом и темпом, способами и сроками освоения окружающего мира, индивидуальность.
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40—45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Также успешность своей работы отмечаю в тесном сотрудничестве с родителями, коллегами, учреждениями дополнительного образования.
Известно, что современные родители хотят дать своим детям как можно больше новых знаний, развить способности и задатки ребенка, но не каждый может в силу материальных возможностей или загруженности на работе позволить себе водить ребенка после детского сада на кружки и секции, да и ребенок зачастую к концу дня устает и такие перегрузки сказываются на его здоровье. Поэтому считаю правильным, что в детском саду существует своя система дополнительного образования.
В 2014 – 2015 году я вела кружок «Волшебный мир оригами», в котором не только развивала творческие способности, мелкую моторику, но и закрепляла в занимательной форме некоторые математические понятия.
В 2014 году разработала календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста для предоставления платной образовательной услуги «Оригами», которая поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Программа развивает активный творческий поиск, прежде всего, для самих воспитателей, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, воспитатель сможет привить интерес к оригами у детей. В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
С результатами моего практического опыта неоднократно выступала перед коллегами в своем дошкольном учреждении.
В 2011 году принимала участие в областном конкурсе «Лучший воспитатель 2011», имею сертификат победителя.
В своей работе я использую методические пособия 3. А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год; З. В. Лиштван, “Конструктивная деятельность в детском саду”, Москва “Просвещение”, 1977 год; “Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду”, под редакцией В. Б. Косминскои, Москва “Просвещение”, 1985 год; “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год; “Учимся оригами”, под редакцией Ю. Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов на Дону, а также приложении к журналам «Дошкольное воспитание» и «Обруч». Новейшую информацию нахожу на сайте: www.1september; https://club-edu/tambov, https://www.maam.ru/, https://nsportal.ru/.
В реализации программы развития нашего ДОУ принимаю активное участие. Большое внимание уделяю совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды группы, которая способствует психологической защищенности и развитии индивидуальности ребенка. Для организации предметно-игровой среды в группе созданы уголки: «Театральный», «Спортивный», «Уголок рисования», уголки сюжетных игр. Уголок «Уголок рисования» стараюсь пополнять новыми дидактическими играми математического содержания, кроссвордами, новейшими конструкторами для развития логического мышления, творческих способностей.
Дошкольники проводят в детском саду большую часть дня, поэтому образовательное содержание должно соответствовать познавательным интересам детей. При планировании всех видов детской деятельности я стремлюсь учитывать индивидуальные особенности и возможности моих воспитанников. В процессе организации работы я осуществляю индивидуально-дифференцированный подход к детям, учитываю их индивидуальные различия. Считаю правильным выделять подгруппы, объединяющие детей с одинаковым уровнем развития, одинаковыми склонностями и планировать педагогическое воздействие в этих подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему и сложности заданий.
Для поддержания интереса, снижения утомляемости систематически переключаю воспитанников с одного вида деятельности на другой, активно ввожу сюрпризные моменты в различных видах деятельности, использую режим смены динамических поз. Для активизации двигательной активности детей во всех видах деятельности использую физкультминутки и подвижные игры, элементы спортивных игр, эстафеты, конкурсы.
Для развития познавательных способностей использую такие методы активизации детей, как создание проблемных ситуаций, отгадывание кроссвордов, загадок, элементы занимательности и новизны, столкновение мнений, логические задачи, разрезные картинки, игровые ситуации. Стремлюсь в любом виде деятельности заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание, логически мыслить, обобщать, сравнивать предметы, явления, быть самостоятельными в решении задач. В своей работе уделяю внимание формированию навыков планирования действий, самоконтроля, взаимопроверку выполненных заданий сверстников, учу составлению и использованию наглядных моделей. Я обогащаю представления о людях и их отношениях, мире предметов, трудовой деятельности, природе, искусстве и др. При организации детской деятельности использую интегрированный подход.
Особое внимание уделяю развитию творческих способностей детей. Детей, которые имеют задатки музыкальных, художественных способностей или проявляют интерес к музыке, рисованию, привлекаю к активному участию в праздниках, досугах. Веду активную разъяснительную работу с родителями по развитию склонностей и задатков. Предлагаю детям такие творческие задания, как: «Выполни подарок к празднику и удиви неожиданным сюрпризом»; «Изготовь необходимые вещи для семьи»; «Прими участие в создании игрушек вместе с взрослыми». В группе создаю условия для художественно-эстетической, изобразительной деятельности. Работая со старшими дошкольниками, я учитываю такую особенность старших дошкольников, как интерес к нетрадиционным видам изобразительности, работе с природным и бросовым материалом, бумагой.
Организация коррекционно-развивающей среды для детей, имеющих нарушения речи, заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в нашей группе оборудована речевая зона, в которой находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам. Имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Но полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок независимо от его способностей, от того, гиперактивный, медлительный, робкий он или часто болеющий, максимально был вовлечен в жизнь группы. Считаю важным фактором успешности воспитательно-образовательного процесса создание ситуации успеха для каждого ребенка независимо от уровня знаний воспитанников и индивидуально-типологических особенностей.
Решая задачи укрепления и сохранения здоровья детей, использую здоровьесберегающие технологии. Это различные виды гимнастик: гимнастика пробуждения для поднятия настроения, мышечного тонуса и профилактики нарушений осанки, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Для укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия статического напряжения, обретения спокойствия использую оздоровительные паузы. В осенне-зимний период под контролем медицинской сестры по графику в группе проводится аэрация помещения парами отваров лекарственных трав для укрепления адаптивности организма (ароматерапия, насыщение воздуха фитонцидами лука, чеснока. Применяю элементы программы М. Лазарева «Здравствуй!», психогимнастики М. Чистяковой, концепции здоровьеразвивающего и здоровьеукрепляющего обучения детей В. Ф. Базарного. Систематическая работа по оздоровлению и укреплению здоровья детей дает хорошие результаты.
В своей работе я ориентируюсь на потенциальные возможности детей, для этого использую приемы и методы развивающего обучения. Применяю эмпирический метод для познания детьми мира через непосредственное соприкосновение с предметами окружающей действительности во время прогулок, игр, экспериментирования, труда в уголке природы, самостоятельной деятельности. Эвристический и исследовательский методы направлены на развитие интеллектуальной самостоятельности, творчества детей. Работая над созданием игровых ситуаций, основной целью для себя я ставлю создание таких игровых моментов, в которых дети сами бы находили для себя решение каждой поставленной задачи. Также использую пропедевтический метод в воспитательно-образовательной работе с детьми. Организуя взаимодействие в процессе самостоятельной деятельности детей, во время режимных моментов, в совместной образовательной деятельности, я особое внимание уделяю созданию благоприятного психологического климата в группе. Я обращаю внимание на обстановку, взаимоотношения между детьми, взаимоотношения детей с взрослыми в группе. Систематически анализирую психологический климат в группе, отвечая для себя на вопросы: между какими детьми существуют хорошие отношения? чем это вызвано? Кто из детей часто ссорится между собой? Кого из детей обижают и почему это происходит? Как положительные аспекты в моей группе я оцениваю эмпатию, взаимовыручку между детьми, хорошие отношения между мальчиками и девочками, наличие устойчивых дружеских связей, доброжелательность детей при общении с взрослыми, приходящими в группу. Для создания и поддержания дружеских связей между детьми, эмоционально комфортной обстановки в группе, радостной и интересной жизни в коллективе я использую различные методические приемы, способствующие снятию эмоционального напряжения, созданию атмосферы взаимного доверия в группе. Результаты диагностики социально-эмоционального развития детей группы, включающей диагностику взаимоотношений, показывают, что дети стали дружелюбнее по отношению друг к другу, стремятся помогать сверстникам, в группе нет отверженных, много популярных детей.
Для обеспечения личностного и социального развития детей я формирую коммуникативные навыки, учу детей помогать и сопереживать друг другу, радоваться успехам сверстников, формирую такие моральные качества, как справедливость, отзывчивость, трудолюбие, правдивость. В ходе общения с детьми использую не только прямое педагогическое воздействие (объяснение, показ, указание, одобрение и т. д.) и косвенное (через игру, сказку, песню, но и прием позитивных сообщений при педагогическом взаимодействии («У тебя обязательно получится!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т. п., которые побуждают детей к дальнейшим действиям. Обучая детей навыкам общения, использую этюды М. Чистяковой, с помощью которых знакомлю с различными выразительными эмоциями, движениями, мимикой, пантомимикой. При планировании и реализации воспитательно-образовательного процесса, индивидуальной работы с детьми я использую информацию, полученную педагогом-психологом детского сада, учителем-логопедом, другими специалистами сада в результате психолого-педагогических исследований по диагностике развития детей, корректирую индивидуальные планы работы с детьми. Особое внимание обращаю на работу по формированию у детей навыков учебной деятельности, внимания, подготовке руки к письму. Диагностику по всем видам деятельности провожу в соответствии с методическими рекомендациями Проекта муниципального стандарта дошкольного образования города Тамбова, а также в соответствии с диагностическими критериями программы «Детство». Воспитательно-образовательный процесс планирую исключительно на основе данных диагностических исследований.
Работу с родителями я провожу ежедневно, использую различные формы работы: личную беседу, индивидуальную консультацию, родительской собрание, анкетирование, наглядные формы педагогического просвещения и т. д. Я всегда стараюсь разъяснить в доступной форме возникающие у родителей вопросы о воспитании и развитии детей, учитываю мнение и запросы относительно воспитания детей, их образовательных потребностей, а также пребывания в детском саду. При подготовке тематики родительских собраний я учитываю запрос родителей в отношении воспитания и развития детей, а также планирую необходимые для данного возраста темы, актуальные проблемы: «Подготовительная к школе группа: программные задачи и их реализация в семье и детском саду; «С чего начинается Родина?», «К школе готов?», «До свиданья, детский сад».
В нашем педагогическом коллективе сложился благоприятный психологический климат. Я стараюсь помочь коллегам, советуюсь с ними, интересуюсь системой работы более опытных коллег для более успешного решения вопросов воспитания и развития детей. Я считаю, что воспитатель должен иметь активную жизненную позицию, быть инициативным, быть образцом для коллег, родителей, детей.
Я считаю, что профессиональное мастерство необходимо совершенствовать в течение всей жизни, повышая квалификацию, обретая новые знания в рамках своей профессии. Поэтому я систематически работаю над своим самообразованием, для чего знакомлюсь с новинками периодических изданий, работаю с методической литературой по дошкольному воспитанию, регулярно обновляя пособия и используемую методическую литературу в работе, обмениваюсь опытом с коллегами, принимаю участие в работе консультаций, семинаров, педагогических советов, открытых показов в детском саду.
С каждым годом я, к сожалению, отмечаю, что заметно изменилось отношение общества и семьи к воспитанию детей : зачастую забота о ребенке сводится к заботе о его материальном благополучии (чтобы был одет, обут, накормлен). Забота о внутреннем мире ребенка, его развитии тоже достаточно своеобразна: родители готовы отдавать детей в дорогие спортивные секции, танцевальные кружки, возить на индивидуальные занятия к специалистам, но при этом недооценивают роль семейного воспитания, ежедневного внимательного отношения ко всему, что интересует ребенка, способствует его развитию. Так, в беседе с детьми о домашнем чтении только одна девочка сказала, что папа читает ей дома книги, занимается с ней. Удивительно, но это семья, в которой родители слабослышащие. В остальных семьях физически здоровые родители сами с детьми не занимаются, не читают, не играют, не имеют общего домашнего хобби. Я понимаю, что эффективность работы воспитателя напрямую зависит от тесного сотрудничества с родителями. В этом и есть основная трудность в моей работе. Мне хорошо известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, он требует специальной подготовки по нескольким направлениям. Поэтому я считаю необходимым поиск новых эффективных методов взаимодействия с семьей не только для педагогического просвещения родителей, но и обеспечения осознанного и заинтересованного участия родителей в воспитании и развитии внутреннего мира ребенка, вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада.