Ирина Давлятшина
Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Материалы конференции РМО)
В мае 2016 года состоялась четвертая конференция районного методического объединения по экологии для воспитателей по теме: "Вариативные формы работы в ДОУ с дошкольниками по экологическому воспитанию".
Коллектив нашего дошкольного учреждения в составе Давлятшиной И. С., Сашиной С. С. выступили с докладом о возможностях использования ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Актуальность.
Публикация «Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию, и что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования, а перед педагогами ставится задача изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению.
Немаловажная роль отводится и дошкольному образованию, направленного на обеспечение саморазвития и самореализацию ребенка, способствующее развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является не только организация познавательно-исследовательской деятельности, но и использование современных ИКТ средств.
Проблемам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и использованию ИКТ- средств посвящены работы многих педагогов-исследователей:
• теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);
• проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С, Выготский, А. Н. Поддъяков);
• возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, Н. Н. Совгир);
• становление познавательных интересов (Г. И. Щукина, Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова и др.);
• расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Ромашевская, О. В. Афанасьева);
и др.
Данные работы с одной стороны создают основу для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, с другой стороны дают представления о развивающих возможностях использования ИКТ. Но при всем этом отсутствует представление о возможности использования информационно-коммуникационных средств в организации данного вида деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена наличием ряда противоречий между:
• потребностью общества в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности и не полной разработанностью путей решения данной потребности;
• введением ФГОС ДО и не полной методической обеспеченностью его внедрения;
• возможностями использования икт -средств для развития познавательно-исследовательских умений и не использованием их в полной мере;
• отсутствие методики использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольников.
Эти и ряд других противоречий обусловили выбор темы нашей работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста средствами ИКТ»
Цель: развитие познавательно-исследовательских умений детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности средствами ИКТ.
Задачи:
изучение возможностей использования икт-средств для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
выбор оптимальных икт-средств для развития познавательно-исследовательских умений;
систематическое (регулярное) и целесообразное использование икт-средств на разных этапах организации познавательно-исследовательской деятельности;
создание мультимедийной коллекции икт-ресурсов для последующего использования детьми, педагогами и родителями.
На основе анализа методической литературе по вопросам использования икт-средств в организации различных видов деятельности дошкольников, в своей работе мы преимущественно используем такие икт-средства как мультимедийная презентация, мультипликация, видеоролики.
Главной целью использования выбранных нами икт-средств в совместной образовательной деятельности является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Преимущества мультимедийных презентаций заключается в том, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой, исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Учитывая весь развивающий потенциал ик-средств в развитии познавательно-исследовательских умений дошкольников, мы используем данные средства на разных этапах организации познавательно-исследовательской деятельности:
• На подготовительном этапе, предполагающем подготовку детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности: выявление проблемы, мотивация на выполнение деятельности, целеполагание, определение задач (путей достижения цели).
• На основанном этапе. направленному на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска, непосредственное выполнение поставленных задач.
• На заключительном этапе, предполагающему фиксирование и анализ полученных результатов деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.
Сейчас мы хотели бы представить вашему вниманию несколько фрагментов организации познавательно-исследовательской деятельности средствами икт педагогами нашего дошкольного учреждения.
В результате нашей работы по данному вопросу, мы отмечаем, что включение икт-средств в познавательно-исследовательскую деятельность способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования или деятельности, задают много вопросов, свидетельствующих о глубине проникновения в наблюдаемые явления (об образе жизни, о явлениях природы). У детей постоянно имеется положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности (разнообразные эмоции, вызываемые ими); проявляют активное и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности и экспериментирования. Все это способствует формированию и развитию у детей исследовательских умений, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоение нового.
В завершении хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
По содержанию доклада нами был оформлен и представлен буклет.
Так же вниманию слушателей была представлена презентация с видеоматериалами использования ИКТ-средств при организации познавательно-исследовательской деятельности.