Татьяна Полякова
Материал для памяток и буклетов в работе логопеда с родителями: «Вам, родители!»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для памяток и буклетов в работе логопеда с родителями
«Меньше жестов, больше слов!»
Чтобы быстрее научить ребенка говорить:
• Не оставляйте его наедине с игрушками, в одиночестве, катайте машинки, кормите кукол, стройте дома. Сопровождайте игры рассказом об игрушках. Играйте вместе с ребёнком.
• Как можно больше общайтесь с ребёнком, называйте окружающие предметы и побуждайте его повторять за вами простые слоги, слова, предложения.
• Не перегружайте ребёнка информацией, называя много новых слов.
• Используйте меньше мимики и жестов и больше слов в общении.
Публикация «Материал для памяток и буклетов в работе логопеда с родителями: „Вам, родители!“» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• Рассматривая книжки, просите ребёнка показать изображения игрушек, животных, вместе с ним имитируйте их «говор», задавайте вопросы и побуждайте его к ответам.
• Читая короткие, хорошо знакомые стишки, не договаривайте последнее слово, просите ребёнка дополнить фразу.
• Обращайте внимание на чёткость произношения ребёнка. Тут же поправляйте его, если он ошибся. Многосложные слова произносите чётко по слогам.
«Малыш пошёл в школу.»
Совсем недавно у ребёнка не было никаких забот, он целыми днями мог гулять, а теперь появились обязанности, расписание, домашние задания.
Малыш совершил первый серьезный шаг к взрослению, и ему очень нужны ваша помощь и моральная поддержка.
1. Помогайте концентрировать внимания. Поскольку ребёнку на уроках придется удерживать внимание на том, что говорит и делает учитель, он должен уметь концентрироваться. Чаще предлагайте ребёнку игры, требующие внимательности и терпения, например рисование или лепку. Но не перегружайте малыша.
2. Развивайте речь ребёнка. Обсуждайте с ним прочитанные книги, просите пересказать услышанную сказку. Это приучает малыша к анализу, пополняет словарный запас.
3. Доказана прямая связь между развитием мелкой моторики (движением пальцев рук) и мышлением ребёнка, поэтому всячески поощряйте игры, требующие точных действий: игры с конструктором или раскрашивание картинок.
4. Приучайте к самостоятельности. Ребенку придется проводить много времени без вашего надзора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы он умел самостоятельно пользоваться общественным туалетом, одеваться, завязывать шнурки. Давая задания ребёнку, не проговаривайте последовательность его выполнения. Пусть он сам проявит находчивость и сообразительность.
5. Первоклассник испытывает постоянную тревогу. Ведь он еще не понял, что такое расписание и как проходят уроки. Поэтому каждый раз, встречая ребёнка из школы, расспрашивайте его, что интересного произошло в течении дня, о чем он узнал на занятиях. Старайтесь не делать акцент на отметках. Ни в коем случае не наказывайте за двойки и не сулите за пятерки подарки. Чаще хвалите малыша и не забывайте говорить, как вы его любите и гордитесь им.
«Речевая готовность ребёнка к школе»
Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.
У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее:
1. Правильность произношения звуков.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматических систем.
6. Владение связной речью.
«Скоро в школу»
Кончается дошкольное детство Вашего ребёнка. Вы чаще думаете о том, что пройдет еще немного времени и ему пора будет идти в школу. Конечно, Вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию…
Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счете.
Готовность ребёнка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Необходимо приучать ребёнка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба.
Главное для ребёнка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным. Успешно в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением. Любознательность, развитые внимание, память, мышление и речь – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их надо развивать в ребёнке в первую очередь.
Не забывайте хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
«Пальцы помогают говорить»
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев кистей рук: 1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
3) игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей, и т д, нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т. д. ;
4) изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д., разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д. Работа по развитию кистей руки проводится систематически но 3-5 минут ежедневно:
а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей
б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитие речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
«Развитие мелкой моторики у детей с целью подготовки руки к письму»
Тонка моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. У детей, которых очень слабо развиты пальцы рук будут трудности с письмом.
Обращайте внимание на развитие кисти ребёнка. Физиологами доказано, что развитие кисти ребёнка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи.
В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Далее, постарайтесь ограничить использования в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Тренировка пальцев рук у ребёнка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.
«Скоро в школу. Советы родителям :
«Делать или не делать?»
Делайте!
- Радуйтесь вашему ребёнку.
- Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Установите чёткие и жесткие требования к своему ребёнку.
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- Будьте терпеливы.
- Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
- Не скупитесь на похвалу и поцелуй.
- Играйте с ребёнком в разные игры, гуляйте.
- Поощряйте любопытство и воображение ребёнка.
- Если ребёнок не умеет читать или читает плохо, каждый день читайте ему.
- Поощряйте игры с другими детьми.
- Будьте примером для малыша.
Не делайте!
- не перебивайте ребёнка, не говорите, что Вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.
- Не требуйте сразу слишком многого.
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
- Не надо критиковать ребёнка с глазу на глаз, тем более не следует это делать в присутствии других людей.
- Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке.
- Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми.
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ.
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Как помочь заикающемуся ребёнку во время беседы.
Памятка для родителей.
• После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.
• Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.
• Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорите по очереди, как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
• Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно, а ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание. Родители могут планировать беседу с малышом с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку, и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
• Не критикуйте вашего ребенка. Фразы : “Прекрати”, “Подожди ”, “Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать ” не только не помогают, а наоборот только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.
• Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что-то рассказать: “Расскажи папе, что мы сегодня делали”.
• Если у вас есть терпение, а малыш спокойный, используйте это время для приятного взаимодействия с ребенком.
10 простых советов логопеда родителям
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д.
6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Познавательное и речевое развитие ребенка
от 0 до 7 лет
Эти данные могут послужить ориентиром для родителей при определении уровня развития собственного ребенка
до 6 мес. – издает отдельные звуки (фрикативные, гласные, заднеязычные); изменяет силу и высоту голоса, гулит (гу, гы); плачет-смеется;
6-12 месяцев - появляется лепет (слогоподобный, лепет «фразами»);
12 месяцев - слова, перемешанные с лепетом;
1 год 9 мес. – пользуется 2-словным предложением;указывает на 4 картинки; точно выполняет новое задание;
2 года – 3-хсловная фраза; активный словарь-100 слов; использует свое имя, когда говорит о себе; использует образец (при конструировании); сопоставляет по цвету; собирает из 3-х частей;
3 - 3,5 года – отвечает на вопрос «Сколько?» (в пределах 2); узнает на ощупь знакомые предметы; показывает «большой-маленький, выше-ниже»; находит картинку, которая не подходит; называет 3-4 цвета; имитирует предложения из 4-5 слов; в спонтанной речи – высказывания из 2-3 простых предложений; выполняет простую инструкцию; дает сведения о себе; поет песни, рассказывает стихи; употребляет речевые формы вежливого обращения; начинает дифференцировать ед. и мн. число существительных; понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, В, ПОД, ЗА; использует в речи предлоги НА, У, С; показывает предметы со сходными по звучанию названиями; реагирует на заданный звук.
3,5 – 4 года - знает, для чего используются вещи, группирует картинки; называет 2 круглые вещи; считает до5; подбирает геометрические фигуры; знает «день-ночь»; отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Почему?; использует разнообразные предложения; использует глаголы прошедшего времени; четко произносит звуки «М, Н,П,Х,В,Г,Й».
4 - 4,5 года – называет круг, квадрат, треугольник; называет «сколько» в пределах 5; называет число (1-10); различает предметы по ширине, величине, длине, высоте (путем прикладывания); понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО; выполняет 2-хступенчатую инструкцию; использует будущее время глаголов; повторяет предложения из 5-7 слов; называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, части суток, времена года; дифференцирует формы ед. и мн. числа; использует прилагательные и наречия для обозначения величины, качества, цвета, свойства предметов; употребляет существ. в косвенных падежах без предлога; называет детенышей 4-5 животных; пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами; задает вопросы о людях и законах природы; воспроизводит без ошибок простые двусложные слова ; повторяет пары слогов с оппозиционными звуками; выделяет в звуковом потоке заданный звук.
4,5 - 5 лет - дает 10 предметов по просьбе; решает простые примеры на сложение; сохраняет в памяти 5 предметов; называет антонимы по аналогии; говорит понятно полными предложениями; четко произносит звуки «С,З,Ш,Ж,Л»;
5 - 5,5 лет – группирует картинки по признаку (по принципу использования); решает простые примеры на сложение и вычитание; идентифицирует детали одежды, понимает значение существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов, образованных с помощью приставок У-, ВО-, ВЫ-, ЗА-, ПЕРЕ-; понимает условное предложение со словом «если»; появляются слова, обозначающие детали одежды, части машин, материалы, оттеночные цвета; правильно употребляет сущ. в Р. п. мн. числа согласует прилагательные с существительными в роде, числе; называет детенышей дом. и диких животных. ; составляет рассказ по прочитанному тексту и серии из 2-3 сюжетных картин; *воспроизводит слова из 3-4 слогов со стечением согласных; повторяет пары слогов, различающиеся по твердости-мягкости, звонкости-глухости; выделяет заданный звук в звуковом потоке; *выделяет ударный гласный в начале слова;
5,5 – 6 лет – описывает сходство и различия; использует многократную классификацию; раскладывает 3 картинки в правильном временном порядке; рассказывает выдуманные истории; дает детальную информацию о себе; дает определения конкретным предметам; четко произносит звуки и звукосочетания «Р,ТП,КТ,ЛК».
6 – 6,5 лет – повторяет по памяти 10 слов; запоминает и рисует картинки; находит отличия на 2-х картинках; составляет квадрат из частей; определяет 4-ый лишний; называет число «больше», «меньше»; понимает грамматические формы (мама дочки, дочка мамы, смысл простых распространенных предложений; в активном словаре названия профессий, строительных инструментов, транспорта…; озвучивает выполняемые действия; воспроизводит фразы из 3-4 сложных слов; называет личностные характеристики людей (честный, справедливый, заботливый); образует относительные и притяжательные прилагательные; подбирает синонимы и антонимы; использует диалогические формы речи; сравнивает предметы; использует простые распространенные предложения; называет признак предмета; использует предлоги В,НА,ЧЕРЕЗ,ПОД; составляет рассказ по серии сюжетных картинок ; определяет место звука в слове; выделяет начальный гласный в слове; анализирует ряд гласных;
6,5 – 7 лет – называет по памяти 10 слов; находит отличия; составляет узор по образцу; устанавливает простые аналогии; продолжает числовой ряд; решает задачи на 2 действия; делает звукобуквенный анализ слов; определяет Ь и Ъ; определяет количество слогов в слове; определяет время по часам; раскладывает сериацию из 6 картинок, составляет рассказ; пользуется сложноподчиненными предложениями; использует приставочные глаголы; использует уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.
Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей
1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
10. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т. к. эти виды спорта травматичны).
11. Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.