Юлия Черкасова
Использование лэпбука в работе логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда"
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук :
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
Публикация «Использование лэпбука в работе логопеда ДОУ» размещена в разделах
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В основе логопедического лэпбука может быть предложен «комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, его семантическое поле» (А. Р. Лурия)
Основной функцией слова является его обозначающая роль, предметная соотнесенность. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к резкому снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря
(лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь;
- активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;
- формировать и расширять «семантические поля» значений слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
- развивать валентности слов;
- развивать функцию словоизменения;
- формировать психологическую базу речи.
Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи (как у детей в онтогенезе).