Елена Колесникова
Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Колесникова Е. В.
ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Повышение двигательной и интеллектуальной активности детей на занятиях по математике происходит за счет включения в них таких игр и упражнений, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной форме.
Представленные подвижные дидактические игры условно объединены в несколько групп.
Публикация «Математика в движении, Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Первая группа включает в себя игры и упражнения, в которых движения выполняются в соответствии с определенной цифрой (числом). Например, предлагается наклониться столько же раз, сколько воспитатель (или на один раз больше). Можно предложить выполнить определенное количество движений (наклоны, повороты, прыжки, упражнения для рук или ног) в соответствии с названным числом или показанной цифрой.
Вторая группа игр содержит задания на познание величины предмета и сравнение конкретных величин через движение. Например, понятие «ширина» более легко познается ребенком путем перешагивания, перепрыгивания «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.
В третью группу отнесены игровые упражнения на ориентировку в пространстве: движения рук, ног, плечевого пояса, бросание мяча в указанном направлении, движения в заданном направлении, ориентировка по схеме, развитие глазомера (например, предлагается сбить кеглю, которая стоит слева от названного ребенка).
Четвертая группа включает задания-эстафеты, в ходе которых ребенку предлагается как можно быстрее решить математическую задачу, например, определить количество предметов либо провести группировку по форме, сравнить предметы по величине и после этого выполнить двигательное задание.
Пятую группу составляют дидактические игры на формирование математических представлений, которые можно проводить в подвижной форме.
Каждое занятие включает упражнения и игры не менее чем из трех групп. Благодаря этому дошкольники получают возможность активно двигаться большую часть каждого занятия по математике.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЧИСЛАМИ И ЦИФРАМИ
Игра «Что на свете бывает только одно?»
Цели: формировать представление о числе 1 как существенном признаке явлений окружающего мира; развивать внимание, быстроту и координацию движений, умение действовать
по сигналу.
Содержание: дошкольники совместно с воспитателем выясняют, что в природе бывает только одно (например: мама, сердце, голова, тело человека, Солнце, Луна, и закрепляют это в игре.
Дети становятся в круг, выполняя движения согласно стихотворению: указательным пальцем правой руки касаются носа, указательным пальцем левой руки – рта; затем разводят прямые руки в стороны и обхватывают себя как можно крепче; далее изображают солнышко: воспитатель стоит в центре, а дети, расставив прямые руки в стороны, касаются его одной рукой. Луну изображают выполняя наклон в сторону с вытянутой над головой рукой. На слова «И Земля на всех одна» дети выполняют ходьбу по кругу, взявшись за руки.
Нос один и рот один. Солнце в небе, и Луна,
Я один у мамы сын. И Земля на всех одна.
Правила: обратить внимание детей на точность и быстроту сменяемых действий: смена движений выполняется по словесному сигналу, нужно стараться не наталкиваться друг на друга, при разведении рук в стороны необходимо проследить, чтобы лопатки были сомкнуты.
Игра «Покажи движением цифру1»
Цели: ознакомить с цифрой 1; учить изображать цифру разными движениями; развивать воображение, внимание, координацию и ловкость движений.
Содержание: воспитатель предлагает детям вспомнить цифру 1, найти ее изображение среди других цифр и выполнить движения согласно стихотворному ритму, изображая цифру 1.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Дети перемещаются по пространству группы и находят цифру 1 среди других цифр. Затем изображают ее движением: основная стойка, ноги вместе, руки прижаты к туловищу, на сигнал (хлопок) – поднять правую ногу и согнуть в колене, правую руку отвести чуть в сторону.
Правила: обратить внимание детей на правильность выполнения движений при изображении цифры 1, на необходимость сохранять равновесие.
Игра «В каких изображениях спряталась цифра 1»
Цели: формировать представление о числе как существенном признаке явления; развивать внимание (сосредоточенность, выносливость, мелкую моторику рук, мышление.
Содержание: встав в колонну друг за другом, дети обходят «Великий Дуб», выполняя разные виды ходьбы (на носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, приставным шагом
в полуприседе и приседе). Педагог напоминает детям о величии и могуществе дуба в царстве растений и предлагает по картинкам определить, кто спрятался в ветвях дерева – найти цифру 1
в изображениях ежа, ели, жирафа, дерева, лица. Цифра 1 обводится пальчиком. Дуб «дарит» детям картинки с цифрой 1 и изображением того, что встречается в жизни только по одному: мама, сердце, солнце, планета Земля.
Правила: напомнить детям, что идти надо по кругу, пружиня на передней части стопы, не касаясь пяткой пола, сохранять хорошую осанку, спину держать прямо. Нацелить детей на то, что, увидев цифру 1 на картинке, необходимо объяснить, где она изображена.
Игра «Покажи нужную цифру»
Цели: знакомить с цифрами 1 и 2; учить изображать цифры разными движениями; развивать внимание, сенсомоторные координации, воображение, быстроту реакции, логику мышления, навыки контроля.
Содержание: воспитатель раздает детям карточки с цифрами 1 и 2, затем показывает картинки с одним или двумя предметами, дети считают и показывают движением ту цифру, которая соответствует количеству предметов.
Вот «один», иль единица,
Очень тощая, как спица.
А вот это – цифра «два»,
Полюбуйтесь, какова,
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Изображая единицу, дети слегка отводят в сторону правую руку, ноги вместе, левая рука прижата к туловищу.
Изображая двойку, встают на колени, голову наклоняют вперед, руки полукругом над головой. (Нашим ребятам сначала проще с кругом провести действия, а после воспринимали полукруг)
Правила: обратить внимание детей на то, что при показе цифры 1 движением надо отводить в сторону правую руку, а при изображении цифры 2 – сильно наклонять голову вперед, сгибая спину.
Напомнить, что нужно правильно считать количество предметов на карточке и показывать соответствующую цифру, следить за правильностью выполнения задания другими детьми.
Игра «Постройся в ряд по порядку»
Цели: закрепить знание цифр 1 и 2; развивать пространственную ориентировку, ориентировку в направлениях: справа, слева, внимание, быстроту реакции, логику мышления, навыки контроля и самоконтроля.
Содержание:
У детей в руках карточки с цифрами (у одних детей – цифра 1, а у других – цифра 2).
Покажите единицу,
Видишь, как она гордится.
А ты знаешь, почему?
Начинает счет всему.
Дети показывают цифру 1, обводят ее пальцем по контуру и встают в круг слева от воспитателя.
Цифра 2 – лошадка-диво.
Мчит, размахивая гривой.
Дети, у которых цифра 2, показывают ее, обводят по контуру, встают в круг справа от воспитателя.
Вопросы: Что меньше: 1 или 2? Что больше? На сколько число 2 больше, чем 1? Какое число должно стоять первым? вторым?
Дети строятся в ряд так, чтобы цифры чередовались: 1, 2, 1, 2 и т. д., называют каждый свою цифру, чтобы проверить, что никто не ошибся; затем считаются наоборот: 2, 1, 2, 1 и т. д.
Правила: напомнить детям, где правая, где левая рука; побуждать быть внимательными при построении в два круга, правильно выбирать местоположение – слева или справа. Обратить внимание детей на то, что необходимо строиться, чередуя цифры, осуществлять пересчет на первый-второй, называя свою цифру, внимательно слушать, отмечать ошибки в построении.
Игра «Раз-два, не зевай, дружно вместе выполняй»
Цели: закрепить знание цифр 1 и 2; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту реакции, смену движений и координацию.
Содержание: воспитатель показывает детям карточки с цифрами 1 и 2, предлагая выполнить движения, например, одно приседание на число 1, два прыжка на число 2 и т. д. (любые виды движений).
Правила: карточки менять в быстром темпе; обратить внимание детей на правильность выполнения задания: прыжки осуществлять как можно выше, сильно отталкиваясь от пола, приседания – как можно ниже, смену движений выполнять быстро, не наталкиваясь друг на друга.
Игра «Пловцы за жемчугом»
Цели: закрепить знание цифр и умение пересчитываться на первый-второй; развивать внимание, зрительную ориентировку, ловкость, быстроту и координацию движений, умение действовать по сигналу.
Содержание: Царица числа 2 знакомит детей со своим любимым камнем – жемчугом, который можно найти только в воде, в раковинах ракушек (показ картинок). Дошкольники рассматривают жемчуг, отмечая его необычную расцветку, называют цвета и оттенки (белый, розовый, сиреневый, серый, черный). Далее детям предлагается встать в ряд и рассчитаться на первый-второй, разделиться на 2 команды (по номерам, согласно цифрам, показанным воспитателем (1 и 2). Члены команд поочередно, выполняя быструю ходьбу по прямой, переносят жемчужину в ложке и кладут на поднос. Выполнив задание, все вместе считают собранный жемчуг и делают выводы о количестве собранного жемчуга в командах (выясняют, у кого больше).
Правила: обратить внимание детей на правильность и быстроту выполнения задания: движения выполнять, не наталкиваясь друг на друга; при разделении на команды (пересчёте) не пропускать идущие по порядку числа и запоминать свой номер, исходя из показанной карточки; при ходьбе не ронять предметы; двигаться быстро; вернувшись, отдать ложку следующему игроку и встать в конец колонны.
Благодарю за внимание!