Ирина Александровна Коровяк
Математическое развитие в процессе организации игр со строительными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества. Как известно в раннем возрасте у детей активно развивается восприятие, мышление, речь, память и другие познавательные способности. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра, которая ведёт к развитию общения. Предметная деятельность детей раннего возраста развивает познавательные процессы и мелкую моторику рук.
Публикация «Математическое развитие в процессе организации игр со строительными материалами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математическое развитие эффективно осуществляется в продуктивной деятельности, и прежде всего в процессе конструирования, отвечающего интересам и потребностям детей. Ребенок проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению (понимает назначение строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки). Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями.
Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей, они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса. Конструируя, дети узнают цвет, форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает математический опыт малышей. Восприятие становиться более целенаправленным. Воспитатель учит детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь детей, расширяется их словарный запас.
Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения детей: они становятся более точными, ловкими, целенаправленными. Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.
Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем. Малыши учатся создавать конструкции по образцу с инструкцией, используют слова для обозначения предметов и обобщения.
Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда используются хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки («Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя») .
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.
Обучение конструированию охватывает не только одну область познания, предполагает взаимосвязь с другими образовательными областями: идет одновременное решение задач из областей: познание, коммуникация, труд, физическая культура, чтение художественной литературы.
Участники проекта.
1. Воспитанники группы раннего возраста.
2. Родители.
3. Педагоги.
Вид проекта.
Познавательно – творческий.
Срок реализации.
Краткосрочный.
Цель проекта: научить использовать игровые навыки, полученные во время игр-занятий по конструированию, в свободной игре.
Задачи проекта:
1. Познакомить с простейшими способами конструирования (наложением, прикладыванием)
2. Познакомить со свойствами и признаками деталей строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина).
3. Дать представление о конструируемых объектах (башенка, дорожка, машинка)
4. Создать условия для игр со строительным материалом.
5. Научить использовать постройки в игре.
Содержание проекта.
Этапы Мероприятие Срок реализации
Подготовительный этап Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
Опрос родителей, «В какие строительные игры играют дети?»
Подбор методической литературы
Подбор дидактических игр, стихов и потешек.
Основной этап Конспект НОД «Грузовик для шофёра»
Конспект НОД «Большой стол для повара»
Конспект НОД «Ферма»
Рассматривание иллюстраций серии картин «Мы играем»
Дидактическая игра «Найди свой цвет»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Консультация для родителей «Детское конструирование»
Составление родителями с детьми художественных произведений для детей (книжки-малышки).
Сборник дидактических игр с целью закрепления объемных тел.
Сбор фотоматериалов «Играем в саду и дома»
Изготовление буклета для родителей.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
Заключительный этап Фотовыставка «Играем в саду и дома»
Презентация
по проекту. Ожидаемые результаты:
Обобщение представлений о конструируемых объектах;
Развитие динамического пространственного представления: умения мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять, какое положение они займут после изменения;
Развитие пространственного мышления и речи, так как, осваивая пространственные отношения, дети фиксируют их в словах и понятиях, которые запечатлеются в их памяти непосредственно.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 232 с.
2. Строительные игры в детском саду. В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. – М. : Просвещение. 1966.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. "Конструирование в раннем возрасте"
Методика обучения детей 1,5-2 лет конструированию из строительного материала
В ранней группе детского сада конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Поэтому оно и называется «сюжетным конструированием» : дети строят кроватку и укладывают куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания типа «Подвинь кирпичик поближе».
Основной задачей в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота, башенка и т. п.) .
Одновременно дети знакомятся с материалом, его возможностями; у них формируются представления о цвете, форме, величине; начинают развиваться пространственные ориентировки: протяженность предметов (длинная дорожка, высокая башенка, их расположение (в середине домик и т. п.) .
Воспитатели приобщают детей к конструированию, разыгрывая с ними простые сюжеты типа «Куклы спят и гуляют», «Куклы едят», «Машины едут по улице и въезжают в гараж», «Прилетели птички и сели на башенку, на ворота», «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая — в большом» и т. п.
Занятия по «сюжетному конструированию» проводят по подгруппам (по 4-5 детей). Инициатива всегда принадлежит воспитателю.
Очень важно, чтобы все дети участвовали в разыгрывании и конструировании всех сюжетов.
В конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.
Для организации сюжетного конструирования можно использовать наборы деревянного строительного материала (типа материала Агаповой, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов.
При разыгрывании сюжетов можно использовать разнообразные игрушки, которые обязательно должны быть сомасштабными строительному материалу (матрешки, елочки, машинки и др.) ; в этих целях можно также использовать и разнообразные элементы из сюжетно-ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные» «Пожарные и спасатели» и др
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. "ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ"раннего возраста.
Введение.
«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши».
С. Приварская
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка.
Цели конструирования:
• Способствовать активному формированию технического, пространственного и математического мышления.
• Развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.
• Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.
Задачами по данному разделу являются:
• Стремление к умственной деятельности.
Ожидаемые результаты:
• У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом. Обследуя предметы, дети называют их признаки и конструктивные свойства (большой, маленький, синий, красный, длинный, короткий и т. д.).
• Дети различают детали строительных наборов и называют их.
• Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
• Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.).
• Дети начинают проявлять интерес к конструированию (выкладывают постройки по образцу воспитателя, по словесной инструкции).
• Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
• Дети пытаются конструировать самостоятельно.
• Обогащается словарный запас; развиваются восприятие, внимание, память, мышление, конструктивные умения детей.
• В процессе конструирования и по его окончании формируется сюжетно-отобразительная игра.
• Развивается речевое и игровое общение детей.
• Дети приобщаются к порядку (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки).
•
«Мы построили с тобой
Дом с крылечком и трубой.
Дом из кубиков высок,
Простоял бы хоть часок…
Кот на крышу прыгнул, ах!
Дом разрушился – ба-бах!»
Анкета для родителей
«В какие строительные игры играют ваши дети?»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы и заполнить анкету. Для нас это очень важно.
Вопрос Ответ
1. В какие строительные игры играли вы сами, когда были маленькими?
2. Играют ли в них ваши дети?
3. Играете ли вы с ребенком?
4. В какие строительные игры вы играете
дома?
5. Интересуетесь ли вы, в какие игры ваш
ребенок играет в детском саду?
6. Какие игры для вас кажутся наиболее
интересными?
Спасибо за участие!