Елена Яковлева
Математическое представление во взаимодействии с экологической культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Время в котором мы живем выдвинуло на первый план проблемы экологии. Ни одно из направлений воспитания, образования, даже дошкольного не обходит их стороной. Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром.
Публикация «Математическое представление во взаимодействии с экологической культурой» размещена в разделах
Поэтому ФЭМП естественным образом интегрируется вопросами экологии. Ребенок дошкольного возраста легко усваивает и запоминает представленный материал, если он вызывает у него познавательный или практический интерес. Так как же связать на практике математику с экологией? Оглянитесь вокруг … Все что нас окружает, подчинено законам математики.
Еще Г. Галлилей сказал «Природа формирует свои законы языком математики». Действительно, изменения, процессы, происходящие в пестром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов. Самый простой пример 3 + 2 всегда 5, о чем бы не шла речь, о песчинках или планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям.
Наши дошкольники еще не знают. Что математика – это трудная дисциплина, и не должны узнать об этом ни когда, наша задача дать возможность почувствовать, что он сможет понять и усвоить, не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное это познать радость преодоления трудностей.
В процессе ФЭМП посредством экологической направленности я использую разнообразные формы обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные) и формы образовательного процесса (совместная и самостоятельная деятельность, режимные моменты, ОД, а так же различные средства и методы обучения (наглядные, словесные, практические и игровые).
Количество и счет :
Дидактическая игра «Соберем урожай».
Дидактическая игра «Угощение для белочки»
Арифметическая задача: «Вот восемь зайчат по дорожке идут, за ними в догонку еще два бегут, так сколько всего по дорожке лесной, торопится в школу зайчишек зимой»
Величина:
Эксперимент «Легче – тяжелее».
Ухаживая за растениями в природном уголке, дети закрепляют представление об объеме жидкости. Сравнивают величину растений и величину горшка и определяют, какому растению надо больше воды, какому меньше, и объясняют почему?
На прогулке ежедневно наблюдая те или иные явления, дети закрепляют полученные на занятиях знания. Наблюдая за деревьями сравнивают по высоте, учатся находить тонкий и толстый ствол. Сравнивают деревья с разной толщиной ствола.
Если круг разрежишь вдруг
То получишь полукруг,
Это месяц в облаках
И пол яблока в руках
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом. (1/2 часть).
Форма: упражнение «сложить из палочек» - упражнять в составлении из палочек геометрических фигур.
«Подбери фигуру» - упражнять в сопоставлении формы изображения на картинке предметов с геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве:
«Сказка по клеткам»
Ориентировка во времени:
В. Даль «Старик – годовик».
Таким образом на занятиях по математике, в самостоятельной и совместной деятельности, на прогулке осуществляется не только математическое развитие детей, но и решаются задачи экологического развития.