Литвинова Оксана
Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Публикация «Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями» размещена в разделах
- Массаж. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Длительность одного сеанса для детей дошкольного возраста составляет 5 -10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приёмов, причём они могут варьироваться в течение дня.
Перед выполнением приёмов самомассажа ребёнок должен принять спокойную, расслабленную позу. Он может сидеть или находиться в положении лёжа (после дневного сна). Обучая ребёнка самомассажу, родители показывают каждый приём на себе и комментирует его. Ребёнок выполняет массажный приём самостоятельно, вначале с помощью зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Когда приёмы самомассажа будут освоены ребёнком, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую, спокойную музыку.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
Самомассаж мышц головы и шеи.
1. "Я-хороший". Расположить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
2. "Наденем шапочку". Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к ярёмной ямке.
Самомассаж мышц лица.
1. "Рисуем дорожки". Движения пальцев рук от середины лба к вискам.
2. "Рисуем яблочки". Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
3. "Рисуем ёлочки". Движения пальцев от середины лба к вискам. движения направлены несколько по диагонали.
4. "Пальцевой душ". Лёгкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
5. "Рисуем брови". Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем по очереди: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
6. "Наденем очки". Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по бровям к вискам.
7. "Глазки спят". Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 секунд.
8. "Нарисуем усы". Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
9. "Весёлый клоун". Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх. к скуловой кости.
10. "Грустный клоун". Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
11. "Клювик". Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
12. "Погладим подбородок". Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
13. "Расчёска". Поглаживание губ зубами.
14."Молоточек". Постукивание губ зубами.
15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
16. Пожевать верхнюю и нижнюю губу попеременно.
17. "Пальцевой душ". Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
18. "Нарисуем три дорожки". Движения пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
19. "Нарисуем кружочки". Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
20. "Погреем щёчки". Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
21. "Паровозики". Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: "Чух-чух-чух".
22. "Пальцевой душ". Набрать воздух под щёки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
23. "Испечём блины". Похлопать ладошками по щекам.
24. "Умыли личико". Ладонями обеих рук производить лёгкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж мышц языка.
1. "Поглаживание языка губами". Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. "Пошлёпывание языка губами", Просовывая язык сквозь зубы вперёд, пошлёпывать его губами, при этом слышится звук "пя-пя-пя", точно так же убирать язык внутрь рта.
3. "Поглаживание языка зубами". Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. "Покусывание языка зубами". Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперёд и убирая назад, в полость рта.
Самомассаж ушных раковин.
1. "Погреем ушки". Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. "Потянули за ушки". Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их вниз 4-5 раз.
3. "Послушаем тишину". Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 секунды.
Логопедический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа способствуют :
1. нормализации мышечного тонуса;
2. укреплению мышц артикуляционного аппарата;
3. улучшению кинестетического и динамического праксиса;
4. развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе