Ирина Авакян
Экология — это наука о взаимодействии всех живых существ
▼ Скачать + Заказать документы
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Темочки:
Поэтому целью экологического образования дошкольников в нашем ДОУ стало – преподнесение детям экологических знаний, формирование эмоционально-положительного отношения детей к природе, воспитание толерантности, любви и бережного отношения к природным богатствам.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
На сегодняшний день наиболее полно описывает основные психологические условия и механизмы процесса дошкольного образования системно – деятельностный подход. Именно поэтому в ДОУ в основу педагогического процесса положен деятельностный подход, позволяющий интегрировать образовательные области. Этот подход нацелен на развитие личности ребенка, его экологической сознательности. Программа экологического образования в ДОУ подразумевает организацию системы видов детской деятельности.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).
Выделяют следующие группы методов:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)
- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)
- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.
Формы работы с детьми, включают экологические занятия и беседы.
С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес – помощник человека», полезные изобретения», «Профессия эколог» и др.
Воспитатель совместно с музыкальным руководителем и страшим воспитателем готовит экологические праздники «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организовываются досуги в форме КВН «Знатоки природы».
Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе. Это может быть, как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.
Практический опыт дети получают, помогают ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется.
Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.
Все мы знаем, что экологические проблемы не возникают сами по себе, а порождаются людьми, обществом, современными ценностями и ориентирами. Поэтому, я бы хотела рассказать вам как, в нашем детском саду, знакомят детей дошкольного возраста с профессией эколог.
В наше время достаточно часто можно услышать профессию эколог, но мало кто знает, чем на самом деле занимается этот специалист. Что же делает эколог?
Экология - наука о доме. От слова „экология“, произошло слово „эколог“. Экологи — это люди, которые занимаются экологией, защищают природу.
Мир вокруг нас разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зелёный. Он стал символом защиты Земли.
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли, который отмечают каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном, общем доме.
Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег; изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.
Перед человечеством во весь рост поднимается проблема выживания человека.
Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных
профессий.
Воспитательно - образовательная работа в МКДОУ детский сад № 26 в рамках экологической направленности, а именно продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений, а также самостоятельная деятельность воспитанников в детском саду способствует развитию их мышления, способности видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.