Князева Анна
Уголок занимательной математики
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Уголок занимательной математики – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом оформленное место. Организуется он, используя при этом обычную детскую мебель, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми.
Публикация «Уголок занимательной математики» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети пятого года жизни по сравнению с младшими дошкольниками могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками.
Организация уголков занимательной математики решает следующие задачи:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Успех игровой деятельности в уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приемами руководства развитием самостоятельной деятельности с элементарным математическим материалом.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, «составь узор»; игры на составление целого из частей – сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны.
В специальных альбомах накапливается занимательный материал из детских журналов, популярных сборников, книг по занимательной математике.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Архимедова игра», «Танграмм», «Вьетнамская игра» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используются фланелеграфы, магнитные доски, счетные палочки.
В течение года, по мере освоения игр, заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.
Художественное оформление уголка отвечает его назначению. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них интереса к занимательным играм. Всю работу в уголке воспитатель организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Предлагая ребенку игру надо ориентироваться на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности. Малоактивных и пассивных детей надо вовлекать в игры, заинтересовать их, помогать освоить игру. Воспитанию интереса к играм способствует осознание детьми своих успехов в освоении игр. Необходимо хвалить, поощрять детей, добившихся успехов в освоении игры, обращать внимание других детей на успехи товарища. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремиться к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.
Руководя самостоятельной деятельностью детей необходимо учитывать следующее:
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действия, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулировать проявление самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач, У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание воспитателем элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельностью. Воспитатель играет, составляет силуэт и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход. Ребенок занимает актуальную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединять в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Использование разнообразных форм организации деятельности в уголке : соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, организация вечеров досуга, математических развлечений.
6. Обеспечивать единства воспитательно – образовательных задач, решаемых педагогом на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение детьми программного учебного материала, перенос и использование его в других видах элементарной математической деятельности, в играх.
7. Пропаганда среди родителей необходимости использования занимательного математического материала в семье с целью решения задач всестороннего развития детей период дошкольного детства, подготовки их к обучению в школе.
Организация и содержание уголков занимательной математики
Примерный перечень материала в уголке
Подготовительная к школе группа
1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20.
2. Игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины.
3. Знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше2.
4. Таблицы с задачами.
Геометрические фигуры старшей группы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус) и многоугольники.
5. Таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел.
6. Календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года).
7. Макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках.
8. Весы, гирьки.
9. Емкости для измерения жидких и сыпучих тел.
10. Линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты.
11. Листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры.
12. Логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды.
13. Дидактические игры соответственно возрасту.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
• Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразитель-ности.
• Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
• Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
• Обучение измерению с помощью условной мерки.
• Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
• Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
• Развитие логического мышления.