Ульяна Иванова
Математический проект по теме «Что такое «симметрия»?»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Тема данного проекта, как и большинство тем детско-взрослых проектов в нашем детском саду, который использует в своей работе постулаты программы под редакцией Е. Г. Юдиной «Открытия», возникла во время такой формы организации детей как Итоговый сбор.
Презентуя свой творческий проект «Моя семья», наша почемучка Алина вдруг сказала: «… и мама попросила меня помочь папе повесить мои рисунки симметрично. А это как?»
Публикация «Математический проект по теме „Что такое „симметрия“?“» размещена в разделах
Для детей подготовительной группы слово «симметрично» было новым, а потому они сразу начали предполагать, что бы это значило.
Воспитатель намеренно не вступала в дискуссию, оставляя вопрос открытым до понедельника.
В понедельник на Утреннем сборе группа обсуждала результаты «мозгового штурма» родных. Особенно всех впечатлила исследова-тель-ская работа Ярика (рис 1., приложение, но и она не отвечала на вопрос: «Симметрично – это как?»
Найти решение данной проблемы и был призван проект с таким «говорящим» названием.
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта определяется проблемами, которые возникли в системе математического образования. Эти проблемы были зафиксированы в Концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р. В соответствии с текстом Концепции в настоящее время в системе математического образования выявлены проблемы, которые можно объединить в следующие три группы: проблемы мотивационного характера, проблемы содержательного характера и кадровые проблемы.
Причиной возникновения указанных выше проблем стало, в том числе, и нарушение норм формирования у дошкольников навыка использования математического языка.
Математический язык (как всякий формальный язык) имеет следующие этапы формирования: язык понимания, язык моделирования и формальный язык. Известный советский математик и методист Н. Я. Виленкин неоднократно акцентировал внимание на том, что этапы формирования математических способностей должны быть строго согласованы с этапами формирования самого языка. В противном случае образуется разрыв между формальным языком и его реальным содержанием. Таким образом, в соответствии с концепцией Н. Я. Виленкина, процесс формирования математических способностей должен быть последовательностью формирования трех типов способностей: способности к пониманию реальных объектов и явлений с помощью математической терминологии (дошкольная подготовка, способности к построению и применению математических моделей (начальная школа) и способности к использованию формальных взаимосвязей между разными математическими моделями (основная и средняя школа).
Из сказанного следует, что идея Н. Я. Виленкина о необходимости согласования содержания и способов изучения математического языка с методологическими закономерностями его формирования не только не устарела, а является тем инструментом, с помощью которого можно разрешить современные проблемы математического образования.
По этой причине мы не стали отказываться от реально существующего понятия «симметрия» и подготовили данный проект.
Постановка целей.
Взрослая цель - через организацию самостоятельной познавательной деятельности в Центрах активности познакомить детей с понятием «симметрия».
Детская цель – выяснить: симметрично – это как?
Выдвижение гипотез (ожидаемые результаты).
Взрослая гипотеза - если в процессе проектной деятельности дети объяснят для себя понятие «симметрия», то у них могут сформироваться способности к пониманию свойств реальных объектов посредством использования математического языка.
Детская гипотеза - если мы выясним, что такое «симметрично», Алина сможет помочь папе развесить картины.
Основные задачи проекта.
- формировать умение работать с информацией и навыки самостоятельной и коллективной работы;
- развивать пространственные представления, как базовые для становления познавательных психических процессов, кругозор, творчество;
- воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, любознательность, аккуратность, самостоятельность.
Классификация проекта (по Л. В. Киселевой).
По целевой установке – исследовательско-творческий.
По тематике – ребенок и мир вокруг.
По контингенту участников – внутри одной возрастной группы в контакте с семьей.
По срокам реализации – недельный.
Этапы реализации проекта.
1 этап.
Целеполагание (пятница (Итоговый сбор, понедельник (Утренний сбор)
Постановка проблемы.
«Мозговой штурм».
2 этап.
Разработка проекта (понедельник).
Подбор наглядных пособий, энциклопедической литературы, материалов для проведения исследования, дидактических и развивающих игр по теме, материалов для изобразительной деятельности.
Внесение изменений в РППС группы через Центры активности.
Беседы с родителями по теме проекта.
Детское планирование - детская интеллектуальная карта (модель трех вопросов).
1. Что знаем о симметрии?
Ничего (большинство детей)
Это когда все одинаково (Ася)
У бабочки крылья (Ярик)
Отражение в зеркале (Полина)
2. Что хотим узнать?
Можно ли ее увидеть? (Саша)
А где ее можно увидеть? (Вика)
Можно ли нарисовать? (Алина)
Можно ли без нее прожить? (Маша)
3. Где можем узнать?
В библиотеке (Рита)
В интернете (Тимофей)
В книгах (Вика)
Спросить у родителей (Саша)
Посмотреть по телевизору (Полина)
Спросить у друзей (Маша)
Узнать у вас (Алина)
При взрослом планировании мы стараемся не «заполнять» ребенка знаниями в прямом смысле этого слова, а «выращивать» у него стремление учиться, познавать мир и при этом никогда не останавливаться.
Модели взаимодействия с детьми в процессе реализации проекта используются в пропорциях (учебно-дисциплинарная модель - 10%, комплексно-тематическая модель - 30%, предметно-средовая модель - 60%)
Взрослое планирование представляет из себя системную паутинку.
3 этап.
Выполнение проекта (вторник, среда, четверг) на основании обозначенной системной паутинки в Центрах активности.
1. Центр литературы:
- лексическая работа со словом «одинаковый»,
- беседы о мире симметрии с показом тематических презентаций («Листья», «Снежинки»,
- пересказ взрослым научно-популярной литературы: Л. В. Тарасов «Этот удивительный симметричный мир», М. Гарднер «Этот правый левый мир»,
- знакомство со сказкой Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»,
- словесные игры («Найди лишнее слово», «Назови пропущенное слово»,
- проблемно-игровая ситуация «Что будет, если в мире исчезнет симметрия?».
2. Центр математики:
- игровые образовательные ситуации («Волшебные кляксы», «Путешествие в страну Порядок»).
3. Центр науки и естествознания:
- поиск симметрии на иллюстрациях (изображения представителей животного и растительного мира).
4. Центр воды и песка:
- эксперименты с поделками-оригами («Почему один из корабликов тонет?», «Почему самолетик не летает?»,
- опыты с зеркалом.
5. Центр строительства:
- дидактические игры («Разбитый сервиз», «Археологи»,
- игры с мозаикой и конструктором «Лего» в парах и подгруппах «Ты – мое отражение»,
- сюжетно-ролевая игра «Строители».
6. Центр «Открытая площадка» и музыкальный зал:
- физкультурные минутки («Зеркало», «Обезьянки»,
- гимнастика для глаз «Веселые бабочки» (http://pedsovet.su/load/),
- подвижная игра «Фотограф»,
- сюжетно-ролевая игра «Швейная мастерская».
7. Центр искусства:
- теневой театр,
- рисование на песке с помощью копировального экрана, способом «монотипия», «по клеткам»,
- аппликация «Сделай с другом»,
- изготовление книги «Бабочки и симметрия»,
- лепка «Калейдоскоп»,
- вырезание «безыдейное» и по замыслу.
4 этап.
Презентация проекта (пятница (Итоговый сбор).
Презентация книги «Бабочки и симметрия».
«Экскурсия» на выставку продуктов деятельности с родителями.
Соревнование «Найди пять отличий».
Интерактивная игра «Развесь картины».
Обсуждение итогов проекта (рефлексия): «Что нового узнали? Что или кто нам в этом помог? Что было самым сложным? О чем расскажем друзьям и родным?»
Полученные результаты.
Результаты-продукты – книга «Бабочки и симметрия», выставка продуктов изодеятельности.
Результаты-эффекты – умение детей осознанно пользоваться понятием «симметрия», видеть симметричность объектов и явлений.
В ходе проекта выдвинутая ребятами гипотеза была подтверждена. Все смогли развесить картины симметрично во время интерактивной игры.
Использованная литература.
1. Жеребцова З. С. Проектный метод в деятельности //Детский сад. Управление. –2003.-№24.
2. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду//Школьная пресса. – 2010. - С. 16-17.
3. Леменг О. Г. О методе проектов в технологии дошкольного образования // Детский сад. Управление. – 2004. - №4. – С. 3 – 4.