Наталья Герт
Проект «Математический знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Росинка»
Проект
Воспитатели: Герт Н. В.
разновозрастной
группы КН для детей
с ТНР от 5 до 7 лет.
пгт. Высокий
2015-2016 год
Основание:
Публикация «Проект „Математический знайка“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
-план мероприятий по реализации Концепции математического образования, утвержденный приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 20.08.2014 №1079 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции математического образования на 2015 год»,
-информационное письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 16 октября 2015 года №10-Исх-10620 «О реализации проекта «Математический знайка» на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»,
-приказ от 03.11.2015 № 330-О «Об участии в реализации проекта «Математический знайка» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Цель проекта : повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков и умений детей.
Задачи проекта :
-формировать у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
-формировать умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
-поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного;
-содействовать развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
Участники проекта : воспитанники группы «В» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5-7 лет, родители воспитанников, воспитатели
Классификация основных позиций реализуемого проекта :
доминирующая деятельность в проекте – познавательно- творческая;
характер контактов – дети, родители (законные представители, педагоги;
форма участия в проекте – коллективная.
Общая продолжительность проекта – 3 года (средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст (шестой, седьмой год жизни).
II. Этапы реализации проекта
Проект включает в себя два этапа: подготовительный и обобщающий.
На подготовительном этапе педагоги проводят НОД с детьми следующего характера:
Закрепить знаниядетей о геометрических фигурах, цифрах, разнообразных линиях;
Закреплять в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии.
Учить составлять описательные рассказы, сочинять сказки;
Развивать умение находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе;
Знакомить детей с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семи цветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. ;
Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию, изобретательскую смекалку.
В основе обобщающего этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки. Продуктом детской деятельности может послужить, например, создание абстрактного геометрического панно, тематического коллажа «Превращение фигур в предметы», «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами» и т. д.
III. Практическая значимость
Формирование стойкого интереса детей у исследовательской и творческой деятельности;
Формирование представления детей о математических понятиях;
Формирование умений ставить цель, подбирать средства для ее достижений, умений логически мыслить;
Выявление одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением.
IV. Порядок участия в проекте
Реализация проекта проходит в два этапа:
Подготовительный этап реализуется в течение учебного года (с 01 декабря по 31 мая текущего учебного года);
Обобщающий этап – в срок с 01 декабря по 01 мая каждого учебного года.
По итогам проведения обобщающего этапа на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, организуется выставка всех творческих работ, принявших участие в проекте.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
месяц форма организации детской деятельности наименование мероприятия категория участников
декабрь 2 .12. 15г непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема. «Монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек».
Цель: познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек, продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.
Дидактическая игра и блоками Дьенеша «Украсим елку бусами».
Цель: закрепить навыки порядкового счета. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», пространственные представления детей, логическое мышление, воображение, сообразительность; развивать мелкую моторику; воспитывать терпение и усидчивость.
Чтение художественной литературы; сказка «Два жадных медвежонка». Учить слушать внимательно; воспитывать любознательность, развивают память, инициативность, воспитатели, воспитанники
декабрь 9.12.15г. совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра «Помоги Незнайке»
Цель; совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10; закреплять умение обозначать их цифрами.
Художественно-продуктивная деятельность «Веселое творчество».
Поделки из геометрических фигур. Открытки из кругов к дню матери.
Чтение художественной литературы; сказка «Волк и семеро козлят». Развивать любознательность, развивают память, инициативность, учить импровизации. воспитатели, воспитанники
декабрь 16.12.15г. совместная деятельность взрослого и ребенка Дидактическая игра «Помоги зайчикам добраться до домика!»
Цель; учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Дидактическая игра «Веселые соседи».
Цель; совершенствовать навыки счета в пределах 10; развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Художественное творчество «Превращение цифры в предмет»
Закрепить знания о цифрах, развивать творчество, фантазию и воображение. воспитатели, воспитанники
декабрь 23.12.15г совместная деятельность взрослого и ребенка Дидактическая игра «Ниткопись»
Цель; развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное внимание; закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять рассказ описание на предложенную тему,
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.
Дидактическая игра «Найди свой сувенир».
Цель; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). воспитатели, воспитанники
январь 13.01.15г. непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема. «Арифметические задачи на сложение и вычитание».
Цель: продолжать учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающая игра «Танграм».
Цель; научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.
Чтение художественной литературы; сказка «Двенадцать месяцев». Учить устанавливают временные отношения, закрепить порядковый и количественный счет, формировать умение определять пространственное расположение предметов. воспитатели, воспитанники, родители
20.01.15г. совместная деятельность взрослого и ребенка Игра «Геометрический планшет». Развивать мелкую моторику, фантазию, логику, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, закрепить знания о геометрических фигурах, учить действовать по образцу и самостоятельно конструировать.
Развивающая игра «Превращение фигур в предметы».
Цель; закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.
Драматизация сказки; «Двенадцать месяцев». Учить устанавливают временные отношения, закрепить порядковый и количественный счет, формировать умение определять пространственное расположение предметов. Развивать артистизм, творчество, воображение. воспитатели, воспитанники
27.01.15г. непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема. «Геометрические фигуры».
Цель; продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание; развивать представления о геометрических фигурах их умение рисовать их на бумаге; закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.
Игра «Геоконт».
Цель;развивать пространственное мышление, воображение, логики, мелкую моторики, внимание, усидчивость, способствовать постичь азы геометрии; учать анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия.
Чтение художественной литературы; сказка «Три медведя». Закрепить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывать любознательность, развивать память, инициативность, учить импровизации. воспитатели, воспитанники
февраль 3.02.15г. совместная деятельность взрослого и ребенка
Дидактическая игра «Сложи из счетных палочек»
Цель: Упражнять детей в выкладывании фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти из счетных палочек. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Учить анализировать и синтезировать упрощенные графические изображения.
Словесная игра «Веселые задачи».
Цель; учить мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться своим жизненным опытом и наблюдательностью; развивать сообразительность и смекалку.
Чтение художественной литературы; Т. Ахмадовой «Урок счета» помочь выучить. Развивать математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. воспитатели, воспитанники, родители
10.02.15г. совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра «Колумбово яйцо».
Цель; учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Развивающая игра «Круги Луллия».
• Цель; развивать логическое мышление, сенсорные способности, представление о множестве, тренировать в счёте, решение примеров, наглядно-образное мышление;
• закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; формировать представления о математических понятиях; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
• Просмотр и обсуждение мультфильма; «Как измеряли удава» Г. Остер воспитатели, воспитанники, родители
17.02.15г. совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра «Числовой фриз».
Цель; закрепить понятие о числе; обогащать полученные знания; развивать математические способности; формировать интерес к математике; подобрать пословицы, поговорки, загадки, задачи в стихах о цифрах.
Развивающая игра «Геометрический фриз».
Цель; закрепить представления о геометрических фигурах. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость. воспитатели, воспитанники, родители
24.02.15г. непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема. Решение арифметических задач самостоятельно.
Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание; совершенствовать навыки счета со сменой его основания; закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.
Развивающая игра «Сложи узор».
Цель; научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки; развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.
Просмотр и обсуждение мультфильма; «Цветик-семи цветик». воспитатели, воспитанники, родители
Март 02.03.16 непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема: «Решение задач самостоятельно в пределах 10»
Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи в пределах 10;овершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку; закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10; развивать внимание
Развивающая игра: «Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенский. воспитатели, воспитанники, родители
09.03.16 совместная деятельность взрослого и ребенка Чтение художественной литературы; С. Маршака «Веселый счет» помочь запомнить выучить. Развивать математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Художественно-продуктивная деятельность «Веселое творчество». Поделки из геометрических фигур. Птичка из кругов.
. Развивающая игра: «Веселые соседи»
Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление. воспитатели, воспитанники, родители
16.03.16 непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема: «Счет прямой и обратный в пределах 20»
Цель: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; упражнять в счете прямом и обратном порядке в пределах 20; развивать внимание, память, логическое мышление.
Игровое упражнение: «Считай дальше»
Цель: Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; закрепить порядковый счет в пределах 20; развивать внимание, память, логическое мышление. воспитатели, воспитанники, родители
23.03.16 совместная деятельность взрослого и ребенка Чтение художественной литературы; И. Токмаковой «Сколько?» помочь запомнить. Развивать математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Развивающая игра: «Сложи квадрат» Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 8080мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Развивающая игра «Освободим принцессу»
Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу. воспитатели, воспитанники, родители
30.03. 16 совместная деятельность взрослого и ребенка Дидактическая игра: «Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу;развивать внимание, память, логическое мышление.
Художественное творчество «Рисуем фигурами»
Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение
Развивающая игра: «Речка»
Цель: учить сравнивать прямоугольники по ширине и длине с помощью непосредственного наложения, упорядочивать их по признаку длины или ширины, учить использовать в речи слова «шире», «уже», «длинный», «короткий», закреплять название цвета и формы; развивать внимание, память, логическое мышление. воспитатели, воспитанники, родители
Апрель 06.04.16 непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема: «Решение задач самостоятельно в пределах 10»
Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10; развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивающие игра: «Эстафета фигур (Блоки Дьенеша)
Цель: научить решать логические задачи – умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам. воспитатели, воспитанники, родители
13.04. 16 совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающие игра: «Найди соседа»
Цель: учить называть последующее и предыдущее число обозначенного цифрой, определять пропущенное число, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
Развивающая игра: «Числа, встаньте по порядку»
Цель: Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление
Чтение художественной литературы; сказки «Колобок». Закрепить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывать любознательность, развивать память, инициативность, учить импровизации. воспитатели, воспитанники, родители
20.04. 16 совместная деятельность взрослого и ребенка Дидактическая игра: «В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
Развивающая игра: «Найди свою фигуру»
Цель: продолжать учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу; развивать наблюдательность, воображение. воспитатели, воспитанники, родители
27.04. 16 совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра: «Волшебные линии»
Цель: закрепить представления о многообразии линий по начертанию, направлению и эмоционально-психологическому воздействию на человека, развивать наблюдательность, воображение, фантазию
Развивающая игра: «Строители» с блоками Дьенеша.
Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности. воспитатели, воспитанники,
май 04.05.16 непосредственно образовательная деятельность
совместная деятельность взрослого и ребенка Тема: «Прямой и обратный счёт в пределах 20»
Цель: закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
развивать внимание, память, логическое мышление
Развивающая игра «Колумбово яйцо».
Цель; учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления; развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность; формировать привычку к умственному труду; воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности. воспитатели, воспитанники, родители
11.05.16 совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра «Круги Луллия».
• Цель; развивать логическое мышление, сенсорные способности, представление о множестве, тренировать в счёте, решение примеров, наглядно-образное мышление;
закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их; формировать представления о математических понятиях; развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивающая игра «Превращение цифр в предметы».
Цель; закрепить знания о счёте, развивать творчество и воображение. Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость. воспитатели, воспитанники, родители
18.05. 16 совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра: «Сказочные линии»
Цель: закрепить представления о многообразии линий, развивать наблюдательность, воображение, фантазию
Развивающая игра: «Танграм»
Цель: учить составлять силуэты по образцу.
Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность. Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе. Воспитывать терпение и усидчивость.
Заучивание стихотворений о цифрах. Развивать математические способности у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. воспитатели, воспитанники, родители
25.05. 16 совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая игра: «Строим фигуры»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Развивающая игра: «Сказочные линии»
Цель: закрепить представления о многообразии линий, развивать наблюдательность, воображение, фантазию. Воспитывать терпение и усидчивость, интерес к игре.
Отгадывание загадок о цифрах и фигурах. воспитатели, воспитанники.
Обобщающий этап
месяц форма организации детской деятельности наименование мероприятия категория участников
декабрь совместная деятельность взрослого и ребенка Веселое творчество. Поделки из геометрических фигур. Открытки из кругов к дню матери.
«Превращение цифры в предмет» Закрепить знания о цифрах, развивать творчество и воображение. воспитатели, воспитанники, родители
январь совместная деятельность взрослого и ребенка Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы» Закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение. воспитатели, воспитанники, родители
февраль совместная деятельность взрослого и ребенка Геометрический фриз. Закрепить представления о геометрических фигурах.
Числовой фриз. Закрепить понятие о числе; обогащать полученные знания; развивать математические способности; формировать интерес к математике; подобрать пословицы, поговорки, загадки, задачи в стихах о цифрах. воспитатели, воспитанники, родители
март совместная деятельность взрослого и ребенка Веселое творчество. Поделки из геометрических фигур. Птичка из кругов.
«Рисуем фигурами» Закрепить представления о геометрических фигурах, развивать творчество и воображение. воспитатели, воспитанники, родители
апрель совместная деятельность взрослого и ребенка Фриз «Волшебные линии» закрепить представления о многообразии линий по начертанию, направлению и эмоционально-психологическому воздействию на человека, развивать наблюдательность, воображение, фантазию. воспитатели, воспитанники, родители
май совместная деятельность взрослого и ребенка Фриз «Сказочные линии» закрепить представления о многообразии линий, развивать наблюдательность, воображение, фантазию. воспитатели, воспитанники, родители
Консультации для родителей:
«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».
«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.