наталья юхник
Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математический проект «Первые шаги в математику» с детьми раннего возраста
Пояснительная записка.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучению начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, кратность, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Публикация «Математический проект „Первые шаги в математику“ с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : обучающий; игровой.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : воспитатель, дети 2-3-лет.
Цель: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста (2-3 года, формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.
Задачи:
Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития;
Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;
Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать.
Актуальность проекта :
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Я считаю, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрастезависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения проекта «Первые шаги в математику».
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).
Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей я считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Организационный (Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка плана);
2 этап – Практический (Апробация планирования и отбор наработанного материалапо организации деятельности);
3 этап – Результативный (Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее).
Первый этап – организационный.
Вся работа выстраивалась с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ. Составила перспективный план на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Подбирала материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливала игры, согласно планированию. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается на полках в групповой комнате. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр.
Второй этап – практический.
При планировании воспитательно-образовательного процесса я использовала следующие формы, методы и приемы:
• сюрпризные моменты,
• игровые образы,
• игровые ситуации,
• беседы,
• развивающие дидактические игры.
У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, я разработала определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые я буду использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, я объединила их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит мне выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Моей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Третий этап – результативный.
На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями. А также определены перспективы дальнейшей работы.
1. Выступление перед коллегами и родителями.
3. Оформление альбомов с фото деятельности детей на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.
Ожидаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели и задач я планирую получить следующие результаты:
• Ребенок проявляет познавательную активность;
• Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
• Ребенок имеет представление величине;
• У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;
Родители:
• Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
• Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
• Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка.
Содержание проекта :
Дни недели Совместная деятельность Программные задачи
Понедельник Игра-наблюдение на прогулке «Большой-маленький»;
Дидактическая игра «Веселые матрешки»;
(Приложение 2)
Физкультминутка
a. «Мы становимся всё выше».
b. «Большой-маленький»
(Приложение 3).
Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию : социальный, психологический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе;
знакомить детей с трудными для них понятиями, усвоение смысла которых необходимо для того, чтобы вести работу по ФЭМП; учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой-маленький; учить детей выполнять движения по ходу стихотворения.
Вторник Индивидуальная и групповая работа «Собери бусы для Маши!»
Игры с детьми в формочки-вкладыши.
Накапливать сенсорный опыт у детей, обучая их различным способам обследования объектов; закреплять умение детей группировать предметы по величине; учить соотносить разнородные предметы, выбирая из двух величин одинаковой формы.
Среда Д/И - «Большие и маленькие кубики».
Игры в формочки – вкладыши для песка, подбирая последовательно одну в другую.
Учить сравнивать предметы контрастных размеров; группировать фигуры по разным признакам; владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное; обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; закрепить понятие «много».
Четверг Рисование: «Цветные клубочки»;
Д/и- «Подбери чашки к блюдцам»;
«Чудесный мешочек» Учить детей подбирать предметы по величине и цвету; развивать мелкую моторику рук и внимание, память, логическое мышление; обогащать словарный запас детей.
Пятница Д/и – «Собери пирамидку»
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
(Приложение 1.)
1. «Веселая математика дома».
2. «Роль дидактической игры в развитии дошкольника».
3. «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры».
Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше); создат эффективные условия взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Оценка результатов проекта : В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты: В группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно – дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература у детей появился интерес к занимательной математике установлены взаимоотношения между детьми и воспитателем.