Татьяна Сидорова
Проект «Первые шаги к здоровью» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Сидорова Татьяна Александровна
Актуальность:
В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.
Публикация «Проект „Первые шаги к здоровью“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Но надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Сегодня дети длительное время сидят у телевизоров, а многие занятия не требуют активных движений: чтение книг, ручной труд, рисование, лепка. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.
Анализ исследований по вопросам развития двигательных способностей и качеств детей свидетельствует, что почти у 40% старших дошкольников уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.
Главная задача в решении этой проблемы добиться повышения самостоятельной двигательной деятельности детей, которая развивается разными средствами. Одним из таких средств является нестандартное оборудование.
Цель проекта:
Развитие самостоятельной двигательной деятельности детей посредством использования нестандартного оборудования.
Задачи проекта:
• расширение двигательных возможностей ребенка;
• ознакомление детей с нестандартным физкультурным оборудованием;
• укрепление здоровья детей, посредством использования нестандартного оборудования;
• формирование у детей интереса к самостоятельному использованию разнообразного физкультурного оборудования;
• развитие положительной мотивации у детей и их родителей к занятиям спортом, здоровому образу жизни.
Продолжительность проекта: 6 месяцев
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
Направленность проекта: познавательно-оздоровительная.
Образовательная область: «физическое развитие».
Области интеграции: «физическое развитие»; «социально-коммуникативное развитие»; «познавательное развитие»; «речевое развитие»; «художественно-эстетическое развитие».
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Этапы осуществления проекта
1 этап. Организационный
- Обсуждение целей и задач проекта.
- Составление плана работы.
- Вызывать интерес к проекту всех его участников.
2 этап. Подготовительный
- Привлечь родителей к сбору материалов, для изготовления нестандартного оборудования.
- Подобрать фотоматериалы, иллюстрации, литературу по соответствующей тематике.
- Оказать информационную и методическую помощь педагогам и родителям.
- Совместный поиск информации по теме.
- Изготовление нестандартного оборудования.
- Разработка рекомендаций по его использованию (карточки, схемы).
- Выявление уровня развития самостоятельной двигательной деятельности детей.
3 этап. Основной
- Проведение с детьми бесед: «Будь здоров»; «Растем сильными и ловкими»; «Витамины – лучшие друзья спортсменов»; «Бегай, прыгай и играй».
- Обучение детей использованию нестандартного оборудования в самостоятельной двигательной деятельности.
- Конкурс среди родителей на лучшее и многофункциональное нестандартное оборудование.
- Внесение оборудования в группу и его обыгрывание с детьми.
- Самостоятельная деятельность детей с нестандартным оборудованием.
- Игровое упражнение «Придумай сам – научи друга» (метод творческих заданий).
- Проведение физкультурных досугов, развлечений, соревнований, эстафет с использованием нестандартного оборудования.
- Фотосессия «Как мы умеем заниматься физкультурой».
- Проведение консультации для родителей по использованию нестандартного оборудования в домашних условиях.
4 этап. Заключительный
- Выявить динамику уровня развития самостоятельной двигательной деятельности детей.
- Разработка методических рекомендаций по изготовлению и использованию нестандартного оборудования.
- Проведение физкультурного праздника «День здоровья» с привлечением родителей.
- Фото – газета «Мы спортсмены».
- Презентация проекта по проделанной работе.
- Объявление благодарности семьям, принимавшим участие в проекте.
Ожидаемые результаты:
• развитие физических и спортивных качеств у детей, обогащение двигательного опыта, повышение двигательной деятельности;
• развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;
• проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом;
• формирование у всех участников проекта индивидуального стиля здорового поведения;
• умение самостоятельно использовать нестандартное оборудование для повышения двигательной деятельности;
• снижение заболеваемости детей.
Проведя диагностику, нами было выявлено, что часть детей малоактивны, а остальные много и бесцельно бегают. Было принято решение улучшить двигательную деятельность детей посредством нестандартного оборудования.
Нами была поставлена задача, наполнить группу недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Для изготовления оборудования были привлечены сами дети, чем вызвало больший интерес к его использованию. Использование карточек и схем облегчило использование детьми нестандартного оборудования.
Проведение бесед с детьми способствовало приобретению и закреплению знаний о здоровом образе жизни.
Также, проводя конкурс среди родителей, нами преследовалась цель приобщить родителей к здоровому образу жизни.
Проведения физкультурных досугов, фото – сессии детьми воспринимались очень хорошо, чем вызывало все больший интерес к нестандартному оборудованию.
Используемое оборудование было красочно оформлено, многофункционально, что способствовало привлечению внимания, создавало у детей интерес, способствовало развитию самостоятельной двигательной деятельности. В изготовлении многих пособий принимали участие дети.
Для знакомства с новым оборудованием использовались следующие методы и приёмы: внесение оборудования; вопросы к детям: «Как можно использовать это оборудование?»; обыгрывание и показ; варианты усложнений. Например «Солнышко» - сшитое из материала со съемными лучиками набитыми поролоном, вносилось во вторую половину дня. Для его обыгрывания нами использовался метод творческих заданий, предлагалось детям самим придумать варианты его использования. У некоторых детей это вызывало затруднение, не все дети могли придумать задания.
Чтобы помочь детям, предлагала придумать задания на усложнения вместе или с помощью других детей. Для развития самостоятельности в двигательной деятельности использовались следующие методы и приемы:
• алгоритм выполнения заданий;
• инструктаж;
• помощь другого ребенка;
• советы;
• совместное придумывание заданий;
• соединение с детьми, имеющими высокий уровень.
В процессе применения нестандартного оборудования использовались опосредованные приемы руководства, направленные на развитие самостоятельной двигательной деятельности детей:
• внесение карточек и схем с упражнениями;
• обыгрывание пособий детьми самостоятельно;
• метод творческих заданий;
• поощрение интересных начинаний детей.
Эффективным приемом руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников, по нашему мнению, является совет, рекомендация. В доступной форме педагог может посоветовать выбрать то или иное физкультурное оборудование, следить за тем, чтобы чередовались разные виды движений, а также за тем, чтобы двигательная активность детей была бы то большой, то средней, то малой.
Мотивация к самостоятельной двигательной деятельности усиливается, если оборудование предназначается для коллективного использования. Стремились объединять детей, занимающихся рядом, так как известно, что продолжительность и интенсивность двигательной деятельности возрастает в общении.
Список литературы
1. Адашкевичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / Э. Й Адашкевичене. – М. : Просвещение, 2014. – 124c/
2. Васильева, И. Развитие основных движений в самостоятельной деятельности детей [Текст] / И. Васильева// Дошкольное воспитание. 2015, №7. – с. 18.
3. Голубева, Г. Н. Проблема физического воспитания детей раннего возраста с дошкольном образовательном учреждении на современном этапе и уровни двигательной активности [Текст] // Здоровье и физическое развития в дошкольном образовательном учреждении: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М. : Гном, 2001. – С. 18-31.
4. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание – 2017. – №1. – С. 28-32.
5. Как стать сильным и выносливым [Текст] / Е. Н. Литвинов, Л. Е. Любомирский, Г. Б. Мейксон. – М. : Просвещение, 2009 – 64с.
6. Коровина, Л. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий [Текст] / Л. М. Коровин; под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистековой, Т. И. Осокиной. – М. : Наука, 2002. – 176с.
7. Люблинская, А. А. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / А. А. Люблинская // Дошкольное воспитание. – 2013. - №2. – С. 66-72.
8. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности [Текст]: методы исследования и диагностика / А. К. Осницкий. – Москва – Нальчик: Издат-во «Эльфы», 2016. – 384с.
9. Рунова, М. Двигательная активность старших дошкольников и ее регулирование [Текст] / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1984, №3. – с. 16.
10. Рунова, М. А. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке [Текст] / М. Рунова// Дошкольное воспитание. – 2013.- №8. – с. 35.
11. Силина, О. Двигательная активность и состояние здоровья дошкольника [Текст] / О. Силина // Дошкольное воспитание, 2015, №10 - с. 17.
12. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э. Я. Степанкова. - М. : Изд. центр «Академия», 2015 г. - 368с.