Альфия Тихонова
Консультация «Первые шаги в математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В силу этого основная задача состоит в овладении средствами (эталоны формы,цвета,а в дальнейшем и эталоны мер); представлениями (образы предметов, их взаимосвязи, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение, упорядочивание, сосчитывание, преобразование, комбинирование, измерение, вычисления, классификация и др.) окружающей ребенка реальной математической действительности.
Публикация «Консультация „Первые шаги в математику“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Должное внимание уделяется формированию умений осуществлять осознанную деятельность. (Как это сделать? Что узнаю или какую конструкцию получу? Что сделано? И варьировать виды деятельности (Как иначе? Что будет,если.)
Учить надо не только для того,чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. В результате выполнения практических и умственных действий у ребенка накапливается логико-математический опыт (осведомленность).
Таким образом,уже 4-5-ти летний ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, строить простые логические высказывания.
Для реализации программы из обилия имеющихся в наше время дидактических средств отбираются полифункциональные развивающие пособия.
С целью математического и логического развития детей используются широко известные учебно-игровые пособия: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера. Они обеспечивают различные виды схематизации и моделирования в освоении математических отношений и зависимостей.
Заботой взрослого является обеспечение активной деятельности ребенка любого возраста через яркую, доступную, реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, их реконструирование с целью освоения средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.).
Взрослый, не снижая активности самого ребенка, способствует достижению цели, результата: использует игры и упражнения,развивающие смекалку и сообразительность.
Существует три математических метода, доступных ребенку дошкольного возраста: счет, измерение и вычисление.
Математических игр очень много. Вот некоторые из них: «Логические кубики», «Кубики и цвет»; игры-головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Листик» и др. ; игры «мастер - шар», «Тетрис».
Многие из них составляют игротеку, назначение которой-развитие познавательных способностей ребенка, приобщение к интеллектуальному творчеству. Некоторые игры (головоломки, «Кубики для всех», «Сложи узор», «Уни-куб»и др.) интересны и доступны детям и младшего, и старшего возраста, поэтому можно использовать их в групповых игротеках детей разного возраста.
Становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех основных сферах его деятельности.
Во-первых, в повседневных видах детской деятельности. Педагог активизирует разностороннюю деятельность детей, в том числе воссоздание, моделирование, группировку и классификацию, упорядочение и сериации, измерение и сосчитывание.
Во-вторых, в играх, состязаниях, вечерах досуга детей и родителей на основе игротеки.
В-третьих, в познавательно-игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение представлений и умений, расширение области их применения и преобразования. Такая учебная деятельность организуется в виде игровых, развивающих ситуаций, логико-математических игр, выбор которых определяется возрастом детей, установками педагога, данными диагностики и проектируемой педагогической коррекцией.