Людмила Николаевна Повтарь
Математическая сказка как одно из средств формирования математических представлений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – это практичный, широкоуниверсальный инструмент обучения, так как используемые в ней сюжеты мысленно и чувственно переживает каждый слушающий её ребенок. Удивительные, необычные, а порой и таинственные поступки героев, как правило, являются объектом повествования в сказке. Она всегда имеет приключенческий характер. Сказка содержит образовательный, развивающий и воспитательный потенциал и для педагогов невероятно ценна. Предметом повествования в ней служат удивительные, фантастические, а не редко таинственные и страшные события. Это предопределяет структуру сюжета в значительной степени. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Преодолевая трудные препятствия, положительный герой всегда достигает своей цели. Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг судьбы главного персонажа.
Публикация «Математическая сказка как одно из средств формирования математических представлений дошкольников» размещена в разделах
Сказка, как уже было сказано, сама по себе имеет важный развивающий потенциал. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной и удобной для педагогической работы. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы оказывают непосредственное влияние на личность педагога, развивают ее, создают невидимую связь между взрослым и ребенком, сближают их.
Но что же такое математическая сказка, в чем заключаются ее особенности и ценность? Математическая сказка или сказка с математическим содержанием - это сказка, персонажами которой могут быть не только герои обычных сказок, животные, волшебные сущности и просто
люди, а так же различные математические понятия : цифры, геометрические формы и фигуры, математические знаки, символы, то есть любые математические понятия. В сюжет такой сказки могут быть введены различные математические представления о форме, величине, времени, количестве, а также отношения величин, правила и так далее. Подобные сказки имеют обязательный приключенческий характер, часто усложнены какими-нибудь математическими проверками, которые необходимо выполнить главному герою вместе с маленькими слушателями. Кроме того, математическое содержание может обозначать определенное правило действия героев сказки. Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. В образах сказки может быть «закодировано» все: любовь, взаимопомощь, ответственность, борьба со злом, жизненный выбор, преодоление себя и многое другое. Тем более математическое начало во многих сказках находится практически на самой поверхности. Для математического развития детей при использовании сказок главный акцент делается не на запоминание новой информации, а на полное её понимание, увлекаясь, дети не замечают, что обучаются, т. е. развитие осуществляется ненавязчиво, непринужденно, незаметно. Включаясь в обсуждение вместе с персонажами сказок, ребенок прилагает все усилия во что бы то ни стало найти пути решения предложенных познавательных задач. При этом он также примеряет на себя образ, поэтому только здесь будут решаться две задачи одновременно : активизация мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т. д.) и эмоционально окрашенное уподобление себя герою.
Сказки классифицируют по жанровым разновидностям – волшебные сказки, социально-бытовые сказки и сказки о животных. Каждая из вышеназванных разновидностей содержит свои персонажи, сюжеты, манеру и поэтику. Детей разного возраста привлекают различные по жанру сказки, так старшие дошкольники больше любят сказки волшебные. У волшебных
сказок математического склада есть свои основные характерные черты, которые заключаются в существенно развитом сюжетном действии. Это проявляется не только в специальных методах композиции и приемах стиля повествования, но и в необходимости преодоления героем ряда препятствий, путем совершения математических действий в достижении цели.
В соответствии с изучаемыми разделами определяет такие виды математической сказки :
- понятийные сказки - включают основные и математические термины и понятия;
- геометрические сказки - происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;
- цифровые сказки - основной акцент делается на знакомство с цифрами;
- комплексные сказки - происходит закрепление изученного материала и различные математические понятия сводятся в единое математическое целое.
Исследование психолого-педагогической и методической литературы показало, что в данный момент существуют несколько подходов к применению математических сказок при работе с детьми.
Некоторые методисты используют существующие авторские и народные сказки в качестве метода развития математических понятий дошкольников, поскольку многие из них изначально вместе с художественной ценностью несут в себе некоторые математические знания : «Двенадцать месяцев», «Три медведя», «Четыре желания» «Два жадных медвежонка», и т. д.
Методика работы со сказками предполагает особую последовательность действий: сначала слушание сказки, а потом беседу с детьми, в процессе которой им задают вопросы математического содержания. Другие педагоги идут по пути обновления, переработки уже известных авторских и народных сказок на новый лад. В них сохраняются фактически только герои и некоторые сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначение заключается в мотивировании детей на выполнение математических заданий, а сохранение жанровых особенностей сказки уходит на второй план.
Специальное создание авторских сказок, в ходе прочтения которых целенаправленно формируются определенные математические представления, является следующим направлением. В их содержании включены информация и задания, которые требуют актуализации представлений детей о форме и величине предметов, числах, пространстве и времени и т. д.
Характерная отличительная особенность математических авторских сказок заключается в том, что усваиваемое содержание обычно включено в форме особого рода познавательных задач или загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя и его помощников — детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Ситуации такого смысла типичны и для волшебных сказок : Баба-яга дает испытание Ивану Царевичу и т. д. Этот способ невероятно эффективен, так как в качестве задач или загадок с легкостью может быть представлено абсолютно любое математическое содержание. При всем этом ситуации и персонажи в сказках конструируются следующим образом, они доступно и ярко показывают всю математическую суть, содержащуюся в них. Другой характерной чертой таких сказок является использование в них приема олицетворения, когда полноправными участниками событий становятся математические любые символы, например: цифры, геометрические фигуры, измерительные приборы и др. Подобные математические объекты становятся проводниками по сказке, полноценными полноправными персонажами, задающими детям задания, мотивирующими на их выполнение. Особенность сказочных сюжетов, героями которых, являются математические понятия, состоит в том, что все действия этих "героев" строго соответствуют свойствам представляемых математических понятий.
С помощью сказки можно познакомить со многими важными понятиями: значимостью цифры 0, формированию представлений о трех - и
четырехмерности пространства и т. д. Различные задания, связанные с персонажами и сюжетом сказок должны быть обязательно включены при работе со сказкой. А кроме того сказка и её компоненты могут быть использованы не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и введены в различные режимные моменты, отличные от нее, на протяжении всего дня: в самостоятельную деятельность ребенка, на прогулке, перед сном и прочие.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
средней группе «Путешествие по сказке»
Программное содержание:
- закреплять навыки порядкового счета в пределах 5;
- учить правильно, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?», «На котором по счету месте?»;
- продолжать упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
- закрепить название цветов – синий, красный, желтый, зеленый, белый;
- закреплять элементарные представления о последовательности частей суток (утро – день – вечер - ночь);
- развивать сообразительность, внимание, память и логическое мышление;
- воспитывать интерес к математике, желанию помочь героям в трудной ситуации, желание заниматься.
Оборудование: демонстрационный материал : мультимедиа; раздаточный материал : камни с цифрами, картон синего цвета, с изображением рыб, на котором находится клеевая основа, ключ, разрезанный на три части, подносы с разноцветным песком.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Мы, ребятишки стоим возле дворца. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел злой волшебник, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пошел ее искать Иван Царевич. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич выполнит ее задание. Поможем Ивану – царевичу?
Слушайте внимательно загадки Бабы Яги :
На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.
Воспитатель: «Дети, что вы видите?»
Дети: «Овощи». (Уточнить у детей, какие именно.)
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке. (5)
А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ. (первый, второй, третий)
Воспитатель: какой овощ третий? (Помидор) Какой овощ второй, четвертый, пятый? (Лук, перец, огурец).
Ребята, посмотрите, Баба Яга поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру «Что изменилось?»
Который теперь огурец? Который по счету помидор?
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги. Молодцы!
Баба Яга дала клубочек, который поможет найти замок, в котором томится наша царевна. И отправился Иван - царевич дальше. Катился клубочек, катился, и упал в глубокое синее море. Пригорюнился Иван - царевич, как вдруг, выплывает к нему русалка, и говорит: - Помогу я тебе, Иван - царевич клубочек достать, но сначала задания мои выполни.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами лежат листы цветного картона, на котором находятся контуры рыб. Вам надо раскрасить этих рыб песком. Но не просто раскрасить, а так, как я скажу. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:
в левом верхнем углу насыпьте на рыбку синего песка;
в правом нижнем на рыбку насыпьте песок зеленого цвета;
в центре на рыбку насыпьте красный песок;
в левом нижнем белый песок;
в правом верхнем желтый песок.
Воспитатель: А сейчас проверим.
Каким цветом ты раскрасил рыбку …правом нижнем углу?
Какого цвета получилась рыбка в центре?
В каком углу нарисовала рыбку в левом нижнем углу? И т. д.
- Мы справились с заданием. Теперь русалка очень довольна, что у нее будут новые друзья, и она приглашает нас с вами на морской берег, немножко отдохнуть.
Нашла русалка на дне морском нашла клубочек, отдала его Ивану -царевичу, и пошел он дальше. Клубочек покатился и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
- Вот и мы с Иваном Царевичем попали в сказочный лес. А там жители лесные встречают. Загадали они Ивану - царевичу загадки. Поможем отгадать?
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются. (Утро)
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем. (День)
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора! (вечер)
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Молодцы, ребята, быстро справились с загадками! А сейчас нам нужно немного отдохнуть и потанцевать. Согласны?
Физкультминутка
«Если весело живется». Повторяйте движения за мной. (Выполняются движения под музыку) :
-если весело живется, то делай так - хлопки перед грудью(2р.)
-если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
-если весело живешь, то делай так!
Воспитатель: Дети. Посмотрите! видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Перед вами лежат камушки, нужно выложить числовой ряд от 1 до 5 слева направо. Все приготовились, начали работать.
Покажите камушек с числом больше 4 на 1 (5);
самое маленькое число (1) :
число, которое меньше 3 на 1 (2);
число, последующее числу 2(3)
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он сломался на кусочки и затерялся.
Ребятишки, чтобы ключик нам собрать, нужно все кусочки отыскать. (Собирают ключ)
Воспитатель: Молодцы. Помогли Ивану - царевичу освободить царевну.
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повторяйте за мной «Раз, два, три, обернись, в группе окажись!».