Марина Татаурова
Детско-родительский проект «Речевичок» как одно из средств развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и прочими гаджетами, что приводит к снижению интереса у дошкольников, школьников и подростков к чтению. Во многих семьях книги не имеют ценности, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, значение книги велико. Книга знакомит с предметами, природой, всем, что окружает ребенка. Книга является самым эффективным средством нравственного, умственного и эстетического воспитания. Художественная литература развивает фантазию, воображение, мышление, память, речь.
Публикация «Детско-родительский проект „Речевичок“ как одно из средств развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из приоритетных направлений является развитие речи у дошкольников.
Формирование читательского интереса тесно взаимосвязано с развитием речи дошкольников. Но проблема в том, что у родителей низкий уровень знаний в вопросах организации речевого развития детей.
Созрела необходимость настроить и привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития ребенка, а также научить родителей играть с детьми в речевые игры.
В сентябре 2018 года родителями средней группы был предложен совместный краткосрочный проект по созданию пособия «Речевичок». Целью проекта является – повышение уровня педагогической компетентности родителей, установление отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами ДОУ в вопросах речевого развития детей.
Для подготовки пособия предложила родителям изготовить различные игры по развитию речи и оформить их.
Вот, что у нас получилось:
Теремок
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Из русских народных сказок дети берут много различных знаний.
1 вариант «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку. (ребенок самостоятельно или с помощью взрослого рассказывает сказку)
- Кто первый нашел теремок? Кто пришел второй? Третий? Кто пришел последним и сломал теремок?
2 вариант «Кто, где живет?»
Цель: учить употреблять предлоги над, под, между.
Взрослый размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живет над волком. Это…
- Этот зверь живет под мышкой. Это… и т. д.
Затем ребенок сам загадывает загадки, проговаривая слова над, под, между.
3 вариант «Посели жильцов»
Цель: закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу.
Предлагаем заселить зверей по квартирам.
- Мышка будет жить на третьем этаже справа;
- Лягушка на втором этаже слева и т. д.
Придумай и расскажи сказку
Цель игры: развитие речи и фантазии детей, обогащение словарного запаса.
Для игры предлагаются игровые поля и сказочные персонажи. Предлагаем ребенку выбрать героев и атрибуты будущей сказки. Ребенок выкладывает на игровом поле персонажей и начинает фантазировать.
Варианты игр:
1. Театрализованная постановка сказки по ролям;
2. Игры на пространственное ориентирование «Назови, кто справа, слева от персонажа», «Далеко-близко», «Предлоги»;
3. Описание внешности, характера героев сказки (для развития словаря признаков)
4. Варианты игр со знакомыми сказками
- взрослый рассказывает или читает любую, из использованных в игре, сказку, раскладывает на столе все герои-карточки изображением вверх и просит найти картинки, относящиеся к сюжету услышанной сказки, а затем последовательно, просит ребенка, разложить их по сюжету сказки на игровом поле;
- взрослый предлагает детям продолжить сказку – вместо известной концовки сказки нужно придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
Данное многофункциональное развивающее пособие можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами, в игровых упражнениях, в режимных моментах, в самостоятельных играх детей.
Таким образом, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты – развивается словарный запас детей, речь становится эмоционально-окрашенной, грамматически и фонетически правильной, что оказывает влияние не только на умственное, но и личностное развитие дошкольников.