Камаристая Светлана Николаевна
Мастер-класс «Звуки — наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс: «Звуки наши помощники»
Цель мастер-класса: Систематизировать знания педагогов об играх и упражнениях, способствующих развитию фонематического восприятия у дошкольников-логопатов.
Материалы и оборудование: презентация мастер-класса, стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма, коробочки или баночки, заполненные различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т. д.)
Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я Камаристая Светлана Николаевна учитель-логопед МДОУ «Берёзка»
Публикация «Мастер-класс „Звуки — наши помощники“» размещена в разделах
Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать. Что вы услышали? (звуки природы: грома, дождя, чириканье птиц, звук ручья и т. д.). О чём мы сегодня будем говорить? Тема моего мастер - класса: «Звуки наши помощники»
Актуальность: Жизнь каждого человека наполнена различными звуками. Это шумы улицы, бытовых приборов, музыкальные и речевые звуки. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек.
Разнообразие звуков условно можно разделить на речевые, музыкальные и шумовые. Самыми распространенными являются звуки, которые окружают человека в повседневной жизни (можно выделить звуки улицы города, домашней обстановки, окружающей живой и неживой природы).
Звук – это то, что воспринимается слухом (хотя некоторые из звуков нельзя услышать в силу особенностей строения слухового аппарата. Слух является непременным условием формирования речи. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом). Ребенок начинает говорить, благодаря тому, что слышит речь окружающих его взрослых.
Слух - это больше, чем просто функция одного из органов чувств. Он играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с взрослыми и сверстниками, приобретать коммуникативные навыки.
Мотивация: Число детей с дефектами речи увеличивается, у них нарушено звукопроизношение, понимание речи, так как они не воспринимают на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. У детей мало сенсорного опыта в окружающем их мире, они не могут различить речевые и неречевые звуки, слышать разнообразие звуков.
Обоснование: Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.
Фонематический слух – это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с шестимесячного возраста до одного года семи месяцев в норме вследствие речевого общения с взрослым (естественный процесс).
Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности (кот-ток, дом-мод);
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова (миска-мишка).
Исследователи доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в словах, то есть производить анализ структуры слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Фонематическое восприятие, формируется в процессе специального обучения (искусственный звуковой анализ) на логопедических занятиях
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
В коррекционной работе использую методические рекомендации Ткаченко Т. А, Коноваленко С. В, Четверушкиной Н. С.
Мною изготовлены следующие игры, которые я использую в своей работе:
- «Собери цветок»;
- «Звуковые цепочки»- звуки С, Л;
- «Наряди ёлочку»;
- «Шумящие коробочки»;
- «Лото»- дифференциация звуков С-Ш;
- «Домино»- дифференциация звуков С-Ш;
- «Коробочки с секретом»
Историческая справка:
Н. Х. Швачкин изучал развитие фонематического слуха в раннем возрасте. Он отмечает, что первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого, начале второго месяца жизни.
Несколько позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звук колокольчика) и однородные звуки различной высоты. В это время по данным Н. Х. Швачкина, интонация играет ведущую семантическую роль в понимании и выражении ребенка.
На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом.
Н. Х. Швачкин утверждал, что раннее понимание ребенком слов и даже инструкции, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой.
Уважаемые коллеги предлагаю выполнить практическое задание, я раздаю вам тексты: спортивные новости, прогноз погоды, а вы прочитаете или пропоёте текст используя мотив колыбельной или потешки.
Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов, уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.
Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Преодоление недоразвития фонематического слуха у детей достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. А помогут в этом специальные игры, не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело.
Результатом моей работы является: участие в конкурсе:
- «Лучшее оформление кабинета» - диплом I степени;
-участие в клубе заинтересованных родителей – мастер-класс: «Играем со звуками»;
-изготовление игр
Сейчас я хочу представить из своего опыта несколько игр.
Ход мастер – класса:
• Игры на развитие фонематического слуха:
Узнавание неречевых звуков
• Игра «Скажи, что ты слышишь?». Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
• Игра «Шумящие коробочки»
I вариант: Взрослый предлагает поиграть с коробочками или баночками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т. д., которые если потрясти, создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребёнка. Взрослый берёт коробочку из своего набора, трясёт её, ребёнок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. (можно за ширмой) Затем он берёт по одной коробочке из своего набора и потряхивая, прислушиваясь, находит аналогично шумящую. Нужно для каждой коробочки из набора взрослого найти пару.
II вариант: взрослый трясёт одну за другой несколько коробочек, ребёнок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.
• Игра «Солнышко и дождик»
Взрослый говорит ребёнку, что они пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошёл дождь (сильно ударяет в бубен и просит ребёнка подбежать к нему- спрятаться от дождя). Взрослый объясняет, что надо внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или прятаться.
• Игра "Три медведя"-различение звуков речи по тембру, силе и высоте
Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
• Игра «Лягушки».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: дети вставали в круг и произносили «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!» (кричал один из детей). Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами, должен был определить, кто произносит «Ква-ква-ква».
Игры на развитие и узнавание речевых звуков
• Игра «Поймай звук» Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши.
Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.
• Игра: «Услышишь-стой»
Цель игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
Ход игры: Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к взрослому на расстоянии 7-9 шагов. Взрослый громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.
«Слушай и выбирай»
Перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок показывает соответствующую картинку
Чистоговорки: Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).
Де-де-те - сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).
• «Цепочка слов» Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове. Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
Например, мос т - т елефо н - н оск и - и гл а - а ис т - т опо р - р а к.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Шутки - минутки.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам закрыть глаза. Что вы услышали? (тихо говорю спасибо)